Звезда на знак Краскома РККА реставрация
Ещё одним характерным примером попытки навести порядок в ношении и продаже красноармейских звёзд может служить приказ по Казанскому губернскому военному комиссариату от 19 ноября 1918 г. №111:
«§ 1
Объявляется во всеобщее сведение, что красноармейская звезда с изображением плуга и молотка является знаком отличия военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии, на основании чего предписывается всем гражданам, не состоящим в рядах армии и бравирующих ношением красной звезды, — таковую немедленно снять.
§2
Военной комендатуре города иметь наблюдение за исполнением § 1 сего приказа. Граждан, появляющихся с красноармейской звездой, задерживать и препровождать Коменданту города, для выяснения личности.
§3
На основании § 1 сего приказа предписывается всем частным лицам и магазинам, имеющим знаки отличия Красной Армии (красноармейские звёзды и нагрудные знаки), сдать немедленно их в Отдел Ополчения Казанского Губвоенкома, где за них будет уплачено по заготовительным ценам.
§4
Всем владельцам магазинов, кооперативам и т.п. впредь без особого письменного разрешения Казанского Губвоенкома знаков отличия Рабоче-Крестьянской Красной Армии не покупать и не продавать.
§5
Всем командирам частей, расположенных в губернии, немедленно представить в Губвоенком требовательные ведомости на получение красноармейских звёзд и получить их не позднее 23-го ноября с.г.
§6
Всякий красноармеец, появившийся на улице без красноармейской звезды после 23-го ноября с.г. будет задержан и препровождён Коменданту Крепости.
§7
Военной комендатуре города, чинам советской милиции, всем командирам и политкомам частей следить за исполнением сего приказа»35.
Принесли на реставрацию части от знака Краскома РККА, винт и звезду с плугом и молотом. Пайка того времени отвалилась, видимо винт паялся на оловянно-свинцовый припой, остатки олова на звёздочке были в большом количестве и сильно окисленные. Винт латунный с дюймовой крупной резьбой и остатками оловянно-свинцового припоя. Звезда имеет небольшие трещины, но не критичные, на прочность это сильно влиять не будет.
Первым делом, удаляем все остатки олова, на винте - механически стальной крацовочной щёткой, и на три часа замачиваем в 10% растворе щавелевой кислоты.
Результат отличный, винт как новый!
Со звездой крацовка стальной щеткой на "Дремеле" не пройдёт, толщина знака 0.2-0.3 мм., и трещина... Будем вытравливать щавелкой, поэтому, запасаемся терпением и латунной ручной крацовочной щёткой очищаем до нужного состояния. У меня ушло три часа времени.
Первым этапом замачиваем в мыльном растворе на сутки, удаляем щёткой грязь. Далее будем чистить щавелевой кислотой. Долго замачивать смысла нет, получасовая выдержка в 10% растворе.
И нужно удалить олово! Олово при пайке на серебряный припой, например на ПСР 45, даёт интерметалические соединения, первое время пайка будет держаться, но потом обязательно отлетит. Хрупкость интерметаллических оловянно-свинцово-сербрянных соединений основной враг в данном случае. Это вам скажет любой ювелир! Если не паяете сами, а пользуйтесь услугами ювелира, в принципе это не дорого и не надо морочиться с припоями, флюсами и горелками, то Обязательно удаляйте перед походом к ювелиру олово со старых знаков.
Где брать щётку? Я брал в магазине для ювелиров "Рута" , щётка для удаления гипсовых остатков опок при отливке. Щётка не царапает знак, и достаточно жёсткая для очистки.
Все готово к пайке. Паяем как всегда на припой ПСР 40, флюс бура, отбеливатель щавелевая кислота, отбеливаем только остывший знак!
Припаяли, планирую снять видео с процессом пайки, там есть свои технологические моменты, но это впереди.
Итак получили вот такую заготовку.
Гайка из царской гладкой пуговицы, ушки сделали из колечек и припаяли на серебро, отверстие просверлили, и нарезали дюймовую резьбу.
На фото крупным планом видно трещину около молота, запаять или заделать не удастся, почему?, я объяснил в теме коррозионные свойства латуни на примере малой звёздочки краскома. Здесь
Осталось выбрать покрытие звезды. Ювелирная эмаль не пойдёт, звезды этого типа не эмалировались. Остаётся краска.
А вот здесь засада! На 1918 год набор красок был достаточно ограниченным, подробнее здесь. А в приказе и указаниях не написано какой именно краской покрывать кокарды, будем консультироваться с художниками.
Сделал звонок главному художнику Казанского Национального Театра имени Камала, корифей своего дела, очень благодарен, что я работал с ним над костюмами военных в нескольких спектаклях как консультант по военному мундиру.
Итог разговора, краска должна быть на масляной основе, и с применением натуральных пигментов. Акриловая, нитро, пентафталевая и остальные современные лакокрасочные материалы даже не рассматриваем.
Идём в "Леонардо" , собственно сразу просим барышню найти масляную краску на натуральных пигментах красного цвета. Берём охру и красный кадмий, и та и та краска в 1918 году использовалась. И тут вспоминаю совет художника, возвращаемся и берём разбавитель для масляной краски на основе скипидара.
На фото образец звезды РККА с остатками краски. На фото краска несколько темнее, видно что звезду не мыли.
Отмечу один момент, краска на звезда РККА матовая и не блестящая, во первых, со временем масляная краска тускнеет и разрушается становится матовой, а во вторых, не получится покрыть густой мслянной краской знак ровно. Подбираем цвет смешивая краски, добавляем разбавитель и красим.
В итоге получаем матувую поверхность ровно окрашенную масляной краской.
Пол дня работы и мы получили то что и планировали.
Дело за малым найти под реставрацию венок основу знака. Мы терпеливые, будем искать, а пока выставим на аукцион. Здесь.
Может кому то очень нужна именно звезда.
На сегодня все.
Подписывайтесь, пользуйтесь, рекомендуйте.
Как всегда, самое интересное впереди.
С уважением Gerr Major