На момент начала Великой Отечественной войны в составе ВВС Северного флота было всего 4 самолета И-16 (из них 3 исправных). Все они были в составе 72-го САП.
После начала войны в июне-июле 1941 года в 72-ой САП поступило пополнение этого типа самолетов. По моим очень старым записям "в июле 1941 года в полк поступили 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ".
В книге Александра Марданова "1941: Воздушная война в Заполярье" ("Яуза", Москва, 2015) этот момент расписан более подробно. Там указано, что 26 июня в 72-ой сап поступило 12 И-16 ти 24 (в разобранном виде), и 12 июля - еще 10 И-16 (5 И-16 тип 24 и 5 И-16 тип 28), прибывших с Балтийского флота
В Заполярье первый немецкий самолет был сбит 24 июня 1941 года именно истребителем И-16:
<...> вечером старший лейтенант Сафонов на И-16 сбил первый немецкий самолёт в Заполярье, идентифицированный как «Хейнкель-111». События развивались следующим образом. 24 июня в 18:55 на перехват трёх бомбардировщиков , идущих с Мурманска на Полярное , были подняты 3 И-15бис командира звена старшего лейтенанта Уварова. Ещё через 10 минут в 19:05 поступил сигнал о том , что на гидроаэродром базирования 118-го МРАП губа Грязная (на восточном берегу Кольского залива в 6 километрах западнее Ваенги) на высоте 1000 метров идёт бомбардировщик противника. Реакция советских истребителей была очень быстрой. Уже через 2 минуты в 19:07 на его перехват взлетело звено И-15бис командира звена старшего лейтенанта Реутова. Но И-15бис не имели встречи с противником , уйдя на запад к губе Грязной. Немецкий бомбардировщик был обнаружен визуально с южной стороны аэродрома и на его перехват в 19:15 вылетел командир 4-й эскадрильи старший лейтенант Сафонов. Бомбардировщик-разведчик шёл на высоте 1000 метров, это его и подвело, кроме того, отсутствовало истребительное сопровождение. Сафонов на истребителе И-16 тип 24 настиг бомбардировщик противника и сбил его в 26-28 километрах севернее Ваенги на выходе из Кольского залива. По одним данным бомбардировщик противника был сбит пулемётным огнём, по другим данным − реактивными снарядами РС. Немецкие архивы говорят о том‚ что в этот день пропал без вести Ju -88А-5 №8173 из 6-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры (6./К G 30), именно его и сбил старший лейтенант Сафонов.
А.А. Марданов "1941: Воздушная война в Заполярье"
Всего же во время войны в Заполярье самолеты И-16 "засветились" как минимум в пяти полках - 20-ом ИАП (1944 - 1945, 27-ом ИАП (1942 - 1943), 72-ом САП (1941 - 1942), 78-ом ИАП (в 1942 году) и 255-ом ИАП (в 1943 - 1944 гг.).
На счет потерь этих самолетов точную цифру я не скажу, но, вероятнее всего, она находится в пределах 15 - 20 самолетов боевых и не боевых потерь.
Ну и как обычно - немного фотографий.
До нашего времени дошли всего около десятка фотографий И-16 из состава 72-го САП (2-го ГвИАП) ВВС Северного флота.
А вот еще интересная фотография:
Спасибо, что дочитали и досмотрели до конца.
Если я не ошибаюсь, то в цикле статей "Самолеты ВВС Северного флота осталось дописать только про самолеты Яковлева - Як-1 (Як-7Б, Як-9), и "иномарки" Р-39, Р-40, "Харрикейн".
О том, статьи о каких самолетах на этом канале были уже написаны, можно узнать здесь.