Казаки былые и современные. Кто они?
Здравствуйте, дорогие читатели!
Попробую в достаточно простой (даже примитивной) форме прояснить вопрос о явлении, именуемом казачество на Руси (да простят меня великие научные ученые! ).
Образ жизни людей в древности можно условно разделить на три формы:
1. Кочевники – мобильные племена, животноводы.
2. Оседлые – привязанные к земле люди (крестьяне), при опасности убегали за городские стены.
3. Бродники – полукочевники, живущие вдоль рек.
Бродники жили охотой, рыбной ловлей, но не чурались разбоя и вымогательства (неслучайно в дальнейшем появится выражение «казаки-разбойники»). Требовали с купцов плату за проезд по реке и переход брода. Когда природные ресурсы иссякали – бродники переходили на новое место. Жили они в теплом климате и дома строили простые. Поселения их назывались «городками» (Гардарика – страна городков). При опасности организовывали гуляй-городок (полевое укрепление).
Когда на Русь пришла Орда – бродники перешли на службу к татарам. Следует пояснить, что в то время под «татарами» понимали не народ, а «пришедших из ада» («тартар» - ад). Когда многонациональная Золотая Орда развалилась, то потомки бродников натурализовались под именем казаки («казак» - вольный человек). Образовалось два дружественных сообщества – Войско Донское (на Дону) и Запорожская Сечь (на Днепре).
Первые договорные отношения с казаками начал строить Иван-4 (Грозный): казаки защищали границы Руси и принимали участие в войнах, а государство освободило их от налогов и снабжало вооружением.
Защищая границы Руси и оставаясь верными своему образу жизни (бродничеству) казаки дошли до Дальнего Востока, Аляски и Калифорнии (были и на Гавайских островах).
После подавления восстания донцов под руководством Кондрата Булавина, спровоцированного Петром-1, государство стало ужесточать дисциплину в казачестве. Должность Верховного донского атамана уже была не выборной, а назначалась императором.
Запорожцы плохо поддавались дисциплине: сотрудничали и с поляками, и с турками, воевали и за Русь, и – против. В результате Запорожская Сечь была разогнана Екатериной-2. Часть запорожцев переместили на Кубань, где сформировалось Кубанское казачье войско.
Казаки, хоть и относились к иррегулярным войскам, в боях покрыли себя неувядаемой славой. Донской атаман Матвей Платов за кампанию 1812 года получил титул графа (с правом передачи потомкам) и в дальнейшем стал Почетным доктором права в Оксфорде.
Казачьи полки и батареи всегда формировались по территориальному принципу. Станица обязана была сформировать конный полк со своим вооружением (около 500 шашек). Понятно, что проявлять трусость на глазах у соседа – было тяжким позором.
В Гражданскую войну 1918…1922 гг. примерно 1/3 казаков пошла за «красными» и 2/3 – за «белыми». Проигравшие были вынуждены покинуть Россию. По указанию Троцкого (Бронштейна) на Дону и Кубани было проведено «расказачивание», которое сопровождалось конфискацией имущества и массовыми расстрелами.
В период Великой Отечественной войны из казаков-эмигрантов немцами был сформирован 15-й Казачий кавалерийский корпус СС, который успешно подавлял партизанское движение на территории Югославии. Казаки были признаны «арийцами». Многие из этих «арийцев» потом сгинули в ГУЛАГе.
В СССР из 8-и кавалерийских корпусов 2-а были казачьими (Донской и Кубанский), сформированные в основном из крестьян. После ликвидации кавалерии - казачья тема была закрыта.
В наши 90-е годы на Дону и Кубани стали массово собираться бородатые (в основном) дядьки в разношерстном полувоенном обмундировании, что жутко напугало местную администрацию. И был реализован известный принцип: «Если пьянку нельзя прекратить, то надо ее возглавить».
Конкретно, казаки были разделены и противопоставлены друг другу. Появились «реестровые казаки» и «общественники». Реестровые казаки признаются и поддерживаются государством, имеют официальные казачьи чины и утвержденную форму одежды, а общественники – живут, как хотят.
В настоящее время все казаки имеют право петь и плясать, но реестровые еще могут изображать дружинников и ходить на митинги за «Единую Россию».
Постоянно поднимается вопрос: казаки – народ или нет? Немногочисленные потомственные казаки, именующие себя – «природными», считают себя народом. Поверстанных реестровых казаков (кем может стать любой в возрасте 18...60 лет) этот вопрос не волнует.
Действительно, издревле на Руси казаки считались народом и имели права и обязанности, отличные от русских людей (или просто «русских»): великороссов, малороссов, белорусов. При Николае-1 казачество было переведено в военное сословие, а все сословия упразднены в 1917 г.
Современные генетические исследования показали, что казаки – субэтнос. Донцы – ближе к великороссам, а кубанцы – к малороссам.
По мнению автора казак сегодня – это скорее состояние души человека смелого и вольнолюбивого, настроенного патриотически.
Автор с большим уважением относится к казакам-общественникам, которые без социальных гарантий и зарплат воевали в Югославии, в Приднестровье, в Абхазии, в Чечне и продолжают воевать на Донбассе. Также уважения достойны реестровые казаки Донского войска и Кубанского, принявшие действенное участие (по велению партии и правительства) в возвращении Крыма в состав России.
Многие из реестровых казаков были награждены медалями Минобороны РФ "За возвращение Крыма".
Вместе с тем, позиция государства по отношению к казакам – вызывает недоумение. Почему бы не сформировать из уже готового мобилизационного резерва (казачества) Национальную гвардию (не путать с «Росгвардией»), как это сделано во многих странах? Объяснение может быть одно: недоверие государства к своему народу.
В этой статье автор высказал свое личное мнение по весьма непростому вопросу. Если информация была полезна, то сделайте отметку в разделе «Комментарии», чтобы лучше ориентироваться на интересы читателей.
С уважением,
Системщик.