17 февраля 1905 года Иван Каляев убил великого князя Сергея Александровича. Борис Савинков в своих «Воспоминаниях террориста» (к этой книге мы вернёмся в следующих постах) подробно рассказывает о подготовке и осуществлении этого удавшегося покушения.
Сергей Александрович был выбран эсерами в качестве жертвы, поскольку являлся одной из одиозных фигур правящей династии.
С его именем связывали так называемую «Ходынку» (по официальным данным 1389 человек тогда погибли и свыше 1300 пострадали), после которой за ним закрепилось прозвище «князь Ходынский». Следствие вины дяди императора тогда не нашло, но, думаю, всем понятна объективность тех «изысканий».
Великий князь выступал против конституционных преобразований. Настаивал на самых жёстких мерах против рабочих во время «Кровавого воскресенья» (после этого партия эсеров и вынесла ему смертный приговор).
Также при Сергее Александровиче состоялась фактическая высылка евреев из Москвы и Московской губернии. Предписание покинуть столицу получил даже великий художник Исаак Левитан! К счастью, за него вступился Павел Третьяков и другие влиятельные лица...
За два дня до успешного покушения у Каляева была возможность кинуть бомбу в карету великого князя, но возможностью этой он не воспользовался, поскольку заметил в карете с Сергеем Александровичем его супругу и племянников.
На нашем канале периодически публикуются материалы о революционерах. В частности, по ссылке вы можете ознакомиться с биографией «цареубийцы» Александра Белобородова.
Увидев же, что на этот раз великий князь едет один, Каляев исполнил приговор эсеров. Взрыв был такой силы, что тело Сергея Александровича разорвало на куски (в связи с чем по Москве ходила шутка, что князю «пришлось-таки пораскинуть мозгами»).
Оговорюсь: мы здесь решительно против всех видом террора. При этом не могу умолчать и о времени, в котором действовали эсеры и им подобные революционеры: тотальное бесправие, отсутствие сменяемости даже региональной власти (глав регионов), отсутствие выборов. Не было легитимных инструментов влияния граждан на политическую, да и всякую другую ситуацию в стране. Об этом важно помнить.
Через несколько дней Каляева в тюрьме посетила вдова великого князя Елизавета Фёдоровна. Был ли это продуманный политический ход или милосердный христианский поступок? Неизвестно. Известно лишь, что поступок этот имел некий смысл лишь для одного из участников разговора, второй же участник в нём просто не нуждался. Иван Каляев прекрасно отдавал себе отчёт в совершённом деянии и готов был нести за него ответственность.
Газеты поспешили написать о раскаянии террориста. Эта информация настолько возмутила Каляева, что он написал великой княгине следующее:
Справедливости ради, не доказано, что именно Елизавета Фёдоровна была инициатором подобных публикаций в газетах. Знаем лишь, что она подавала прошение о помиловании убийцы своего мужа.
В прошении Николаем II было отказано и уже 23 мая Иван Каляев был казнён. Для Каляева помилование было просто не нужно, отсюда и его негодование, тем более, в искренность Елизаветы Фёдоровны он не верил.
В настоящее время осуществляются попытки канонизации Сергея Александровича. Почитателями написаны даже подобные иконы:
Скажу откровенно: вижу в столь горячем желании сделать «святыми» всю семью Романовых не христианское благочестие, а политические убеждения. Но зачем же путать свою любовь к монархии с прославлением святых? Неоднозначность некоторых моментов биографии Сергея Александровича (к примеру, его возможное увлечение мужчинами) до сих пор не «разрешена». Так куда и зачем торопимся?
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание и поддержку канала!Подписывайтесь на «ex libris» — нас ждёт много интересного.