«И снится чудный сон Татьяне…» Может быть, потому, что эти строки (вместе с «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» ) я слышала с самого раннего детства, мне так дорого описание сна. Сначала, конечно, всё воспринималось как сказка, но со временем я поняла, что Пушкин вкладывает в этот эпизод очень многое.
То, как верил в приметы сам Александр Сергеевич, известно, наверное, всем. Не раз и не два писалось, что пророческие предсказания есть и в «Онегине»:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьёв военных и поход. – И ведь действительно, обе барышни выйдут замуж за военных! А что же со сном?
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, тёмный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жёрдочки, склеёны льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла — и что ж? медведь за ней!
Известный языковед и литератор А.А.Потебня писал: «Делают из прутиков мостик и кладут его под подушку во время сна, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост"», - и делал вывод о роли эпизода в романе: «Этот сон предвещает выход замуж, хоть и не за милого». О подобном гадании расскажет и Т.А.Кузминская, говоря о браке своих родителей: «Накануне Нового года девушки тихонько от барышни поставили ей под кровать глиняную чашку с водой, положив поверх её дощечки, что изображало мостик. Это гаданье означало, что если видеть во сне своего суженого, то он должен провести её по мостику». И увидит барышня: «Через груды камней лежит узкая доска. Я должна перейти её, а Андрей Евстафьевич почему-то уже стоит по другой стороне доски. Я боюсь идти, а он уговаривает меня, подаёт мне руку, и я перехожу». Пушкин умолчит, был ли мостик приготовлен Татьяной (скажет только, что «под подушкою пуховой девичье зеркало лежит»), но, видимо, смысл гадания хорошо знал.
Кстати, то, что от «суженого»-медведя (исследователями фольклора отмечено, что медведь мог оказаться в свадебных обрядах и как добрая, и как враждебная сила) она пытается убежать (вспомним, что «суженого конём не объедешь»), а позднее он приносит её туда, где она может «погреться немножко », - тоже не намёк ли на замужество не по любви?
А дальше будет знаменитое описание Евгения, сидящего во главе «шайки домовых» … Об этих бесах написано очень много. Если отбросить откровенно притянутые догадки об изображении в их образах семьи Романовых (я писала здесь), то в общем-то все сходятся в одном: Пушкин изобразил чудовищ согласно, как указывает Ю.М.Лотман, традиции «изображения нечистой силы как соединения несоединимых деталей и предметов»:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот .
В доме Осиповых-Вульф в Тригорском, где Пушкин постоянно бывал во время ссылки, показывают старинную картину, с которой Пушкин вроде бы «срисовал» своих чудовищ. Каюсь, была там очень давно, картина небольшая, висит достаточно далеко – изображений не помню. Более точной информации найти не смогла: моя намеченная уже поездка в Заповедник не состоялась из-за всем известных событий, в интернете же никаких репродукций этой картины не нашла, поэтому ограничусь голословным утверждением.
Лотман же указывает на «сочетание свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире», где свадьба похожа на похороны («За дверью крик и звон стакана, как на больших похоронах»), где всё «навыворот». Не жених приезжает в дом к невесте, а невеста в необычный лесной дом; на скамьях должны сидеть «гости милосердые», а здесь – отнюдь не «милосердая» нечисть…
Но несомненно другое: во сне Татьяна ясно видит ссору Онегина и Ленского и её трагические последствия, причём какую-то роль здесь играет и Ольга:
…вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
И определённая «перекличка» между описаниями событий во сне и наяву ясно видна. Но – до следующего раза!
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь