Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Человек, вошедший в историю как Лжедмитрий I, оставил после себя множество загадок и широкое поле для научных и художественных интерпретаций. О нем писали в стихах и прозе, о нем сочиняли оперы, его изображали художники. Он привлекает к себе внимание, как и все, что связано с тайнами.
Рассмотрим некоторые картины, изображающие этого таинственного персонажа.
Никто точно не знает, кем он был на самом деле. Версий полно, в том числе та, что он был внебрачным сыном Стефана Батория и даже Бориса Годунова. Наиболее признанная версия все же та, что это был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Отправившись якобы в паломничество, он дошел до границ Речи Посполитой и нанялся в слуги к князю Адаму Вишневецкому. Как-то Григорий занемог и, чуя скорую смерть, попросил священника передать Вишневецкому некие документы. Увидев их, князь немедленно пришел к больному. Этот момент и показал в своей картине Н. Неврев. То ли по своей инициативе, то ли по наущению со стороны (что реальнее) Отрепьев объявил себя выжившим после ранения царевичем Дмитрием и предъявил права на русский престол.
Кстати, то, что Неврев изобразил рядом с Вишневецким католического священника - исторически неверно. Его там быть не могло, ибо князь был православным и именно этим сильно выделялся среди польской знати. Но его тестем был Юрий Мнишек, а у того - дочь Марина, рьяная католичка. Когда Григорий увидел ее, он пылко влюбился, и ради будущего брака с ней (а поляки уже относились к нему, как к царевичу, видя в этом свою выгоду) решил перейти в католичество. Вскоре его перекрестили францисканские монахи.
Поляки решили использовать молодого авантюриста на полную катушку. Ему устроили даже встречу с королем Сигизмундом III. Во время этой аудиенции речь шла и о том, чтобы Лжедмитрий ввел в России католическую веру. Этот эпизод Неврев отразил в другой своей картине.
Какие же были доказательства у Отрепьева в пользу того, что он - царевич Дмитрий? Ох, весьма и весьма сомнительные... Смутное сходство (особо напирали на бородавки), какие-то невнятные грамоты, золотой крест, якобы данный ему матерью-царицей и т.п. Все эти доказательства возможно легко сфабриковать и организовать. В отсутствие генетического анализа ни о каком неопровержимом подтверждении личности не приходилось и думать.
То есть очевидно, что Лжедмитрий явился ответом на запрос времени. Русское общество, утомленное нерешительным царем Федором, а затем Борисом Годуновым, получившим власть вообще незаконно, мечтало о законном царе-батюшке. Отсюда и легенда о том, что царевич Дмитрий выжил.
В таких условиях было нужно просто удовлетворить этот запрос - предъявить народу живого Дмитрия. Что и было сделано. Было ли это чисто польской интригой, или постарались внутренние противники Бориса Годунова, точно сказать сложно.
В любом случае вступление Лжедмитрия в Москву во главе польского войска было поначалу встречено народом, скажем так, с благожелательностью. Начав править, новый царь, меж тем, совершил много поступков, вызвавших большое недовольство народа и бояр. Было составлен заговор против Лжедмитрия.
Последний час жизни Лжедмитрия был очень драматичен. Он до конца боролся за свою жизнь. Посмотрите на полотна Венига и Маковского, прекрасно передающие суть и атмосферу тех событий.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
За что читатели любят Жюля Верна
В блоге мужа:
Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея