Посредниками на рынке труда могут выступать государственные и негосударственные биржи труда, институты высшего, средне-специального, среднего и системы дополнительного профессионального образования (учебные центры, осуществляющие профессиональное обучение и переобучение, в том числе и безработных граждан), а также профессионального консультирования, органы государственной власти и местного самоуправления, профсоюзы, коллективы, объединения работников предприятий и работодателей (например, Всероссийский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-экономическая палата, Союз офицеров, ОПОРА России). Посредники вступают во взаимодействие с агентами рынка труда, для того чтобы дать им профессиональные умения и навыки, чтобы переучить их новой профессии, помочь найти место работы, разрешить трудовые споры, создать правовое поле рынка труда и прочее. Присутствие посредников в социальном пространстве рынка труда интуитивно понятно и закономерно. В какой-то степени в социологическом контексте понятие посредников родилось под влиянием понятия «проводник взаимодействия» П.Сорокина (напомним, что ученый понимает под ним «все те средства, при помощи которых раздражение, идущее от одних людей, доходит до других» 1 ).
Рынок труда при этом выступает как система, структурированная особым образом, основными взаимодействующими сторонами которой являются работодатели и наемные работники; каждая из сторон входит между собой в конкурентные отношения при формирующемся спросе и предложении на рабочую силу и ее ценой. Рынок труда – особая социально-экономическая сфера формирования спроса на рабочую силу и ее предложения, где происходит согласование интересов работодателей и наемной рабочей силы 2 . Мы дополним это определение тезисом, что рынок труда может структурироваться по нескольким основаниям. Во-первых, с точки зрения выделения его основных элементов (субъектов рынка), отношений между ними и инфраструктуры. Во-вторых, с точки зрения профессионально-квалификационной структуры рынка труда. И, в-третьих, с точки зрения сегментации рынка труда, то есть выделения устойчивых замкнутых зон и секторов рабочих мест и работников.
В пространстве рынка труда происходит постоянное взаимодействие его элементов. Прежде всего, остановимся на взаимодействии работников и работодателей. Первые испытывают потребность в трудоустройстве по имеющейся у них профессии или по профессии, пользующейся спросом на рынке труда. Для получения навыков по профессии работники могут обращаться к таким посредникам, как органы образования и биржи труда. Работодатель при участии специалистов по технологии кадрового менеджмента также может обратиться к таким посредникам, как органы образования и биржам труда.
В социальном пространстве рынка труда количество теоретически возможных вероятностных взаимодействий снижено. Причинами этого являются: 1) наличие определенных профессий у работников; 2) социальное происхождении работников; 3) отдаленность периферийных сегментов рынка труда; 4) наличие личных способностей и воли у агентов рынка труда и другие факторы. Решение спорных вопросов в процессе взаимодействия на рынке труда осуществляется с помощью механизма социального партнерства, в котором обычно задействованы три стороны – представители профсоюзов и/или трудового коллектива, работодателей и органов местной власти. В основе этого механизма заложен принцип диалога, беседы, снижающий возможные социальные трения сторон 3 .
Объективные научные данные показывают 4 , что в российских условиях при найме на работу преимущественным способом трудоустройства являются личные связи. На наш взгляд, самым существенным процессом в современном отечественном пространстве рынка труда является интенсивная трудовая, профессиональная и социальная мобильность работников, работодателей и посредников. Это связано, прежде всего, с тем, что на рынке труда идут интенсивные перемещения, дифференциация и выделение разнообразных структур (в том числе и разнообразных социальных организаций). По замечанию Г.Бардина, «идет освоение пространства, которого не было» 5 . На наш взгляд, это отличительное качество отечественного рынка труда.
1 Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. С. 19
2 Социально-трудовая сфера: словарь ключевых терминов и понятий /Сост. Волгин Н.А. (рук. авт. кол.), Костин Л.А., Одегов Ю.Г. и др. М., 1996. 106 с.
3 Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. М., 2004. 416 с.
4 Исследования автора по методике «Социальная и профессиональная мобильность на рынке труда» с 1996 по 2005 год для безработных и студентов ПАГС показывают, что личные связи как способ трудоустройства лидируют среди прочих факторов (смотри инструментарий в приложении) на уровне 66-68% для всех групп респондентов. Эти данные коррелируют с цифрами опроса кризисных групп на рынке труда в ряде российских городов на уровне (62%). См: Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М. Кризис занятости и пути его преодоления на микроуровне/ Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств. М., 2003. С.347
5 11 июня 2002. Интервью Г.Бардина каналу «Культура».