Дважды мне крупно не везло – я затапливал соседей. Один раз протекла труба водопровода на кухне, второй раз – проржавела батарея (оборудование в том доме, где я живу – это та ещё песня в тридцати трёх матерных куплетах… но не буду о грустном, тем более, что тут ничего изменить пока нельзя: заменить всю систему отопления и водоснабжения мне пока не по средствам). И один раз повезло: охотясь за соседским котёнком (как Симба попал ко мне в квартиру, и что из этого вышло – отдельная история, которую я расскажу потом, раз уж решил не держать канал пустым), я отодвинул диван – и обнаружил, что сочится муфта батареи. Приехал слесарь из управляющей компании и всё починил. Но, тем не менее, раз уж такое случается регулярно – я вспомнил подзаржавевшие навыки юриста и решил написать, как вообще оформляется документация по факту залива.
Заявление о затоплении
С этого надо начинать. Его составляет тот, кто пользуется жильём – собственник, арендатор или наниматель. Оформлять заявление надо:
- Чтобы подтвердить факт того, что затопление вообще было. По заявлению, управляющая компания (УК) должна направить комиссию и осмотреть помещение, составив протокол. От протокола проверки затем будем плясать в суде, если до него дойдёт. Уж он точно нужен будет, если прорыв трубы произошёл по вине УК.
- Чтобы оформить затем претензию (но тут свои нюансы).
Можно обойтись без заявления – но тогда УК оспорит заключение оценщика, ссылаясь на то, что представителя от компании при осмотре не было. Процедура отработана, известна любому юристу-жилищнику, так что надеяться, что про эту фишку не вспомнят, глупо.
Рассмотрев заявление, УК должна прислать комиссию, которая составит акт о затоплении (о нём я напишу позднее) – и от которого вообще можно плясать, определяя вину в причинении ущерба.
Как составить заявление
Писать заявление надо только на бумаге – электронное письмо даже сейчас могут проигнорировать. Никаких требований к оформлению закон не предусматривает, но есть некоторые общие моменты:
- Адресовать документ надо на имя начальника УК (если вы его знаете), либо в адрес УК в целом.
- Сначала указывается, что вообще случилось: дата, время, место обнаружения протечки, её последствия.
- Затем отмечается, будет ли привлекаться эксперт от независимой оценочной организации. Это нужно, чтобы результат оценки не был оспорен в суде.
- Ущерб, который был причинён в результате прорыва труб. Особой точности не надо, достаточно «плюс-минус лапоть». Вы сами – не эксперт, сходу стоимость восстановления не определите.
Что прилагаем к заявлению?
Очень хорошо, если к заявлению будут приложены копии (что лучше всего) или оригиналы (в крайнем случае) вот этих документов:
- Расчёт суммы причинённого ущерба с его обоснованием (хотя бы на уровне: «Рулон обоев стоит … рублей, обои оползли на площади стены в ... кв. м»). Особой точности не требуется.
- Объяснения от соседей, которые что-то знают о причинах затопления. Хотя бы на уровне: «Я сидел, никого не трогал – смотрю, из батареи струя кипятка бьёт и в пол просачивается…».
Почему заявление, а не жалоба либо претензия?
Заявление должно служить следующим целям:
- Ответственный пользователь помещения лишь фиксирует факт того, что помещение было затоплено.
- Вопрос о вине конкретных лиц не ставится.
Задача заявления – лишь достоверно зафиксировать, что ущерб был причинён. Вопрос о возмещении решается потом.
Вас послали на йух – нужно ли идти?
Не думаю, что для вас будет сюрпризом, что для УК все ваши заявления – как ржавым ножом по нервам: «Я компания! Я не хочу ничего решать! Я хочу фыр-фыр-фыр только собирать деньги с жильцов!» И в особо запущенных случаях от заявления будут отбиваться руками и ногами, не принимая его любыми способами. Сейчас такое редкость, но, к сожалению, ещё встречается.
Что нужно делать в этом случае? Как бывший сотрудник адвокатской коллегии, собаку съевший (и хвостом подавившийся) на сутяжничестве, могу порекомендовать пару способов:
- Отправить заявление по юридическому адресу УК с помощью заказного письма с уведомлением. Это особая почтовая магия (почти как уличная у Дэвида Блейна): документ либо будет вручен – либо у вас на руках будет документ о том, что адресат категорически отказался от вручения. В судебном процессе такой отказ – практически «чит-код неубиваемости иска».
- Не приняли заявление? ОК, ребята, мы готовим претензию! И ваши акты нам уже не нужны – мы делаем свои! И если по заявлению ещё есть возможность для УК соскочить, переложив ответственность на владельца квартиры, из которой устремилась к вам вода (мало ли, вдруг он гвозди разгибал, используя трубу как наковальню) – то претензия уже первый шаг к иску. И тут юристу УК придётся всерьёз вспомнить, зачем ему платят зарплату. А подавать претензию мы тоже будем с помощью заказного письма с уведомлением, как описано выше.
… Но я сразу хочу сказать: дел, выигрышных на 100%, в суде не бывает. Если какой-то юрисконсульт или адвокат вдруг вам заявит, что он точно выиграет процесс – плюньте лжецу в глаза и ищите другого, честного. Тут вероятность статистическая: не буду хвалиться и давить опытом, но я видел, как рассыпались однозначно выигрышные дела (чего там: я лично участвовал в уголовном деле, по которому был вынесен оправдательный приговор – нонсенс для современной России) – и как сомнительные процессы адвокат вытаскивал исключительно на напоре, наглости и хуцпе.