— Геронда, чего конкретно просил пророк Давид, молясь: «Духом Владычним утверди мя»?
— Давиду было необходимо управлять людьми, и поэтому он просил у Бога дар руководства. Но в Духе Владычне нуждался не только святой пророк. В Нём нуждается любой человек. Ведь любому человеку необходимо управлять собой, в противном случае им станут повелевать страсти.
— Геронда, а что это вообще такое — страсти?
— Я отношусь к страстям как к силам человеческой души. Ведь Бог наделяет человека не немощами, а силами. Однако если мы не используем эти силы во благо, приходит тангалашка и использует их во зло.
В данном случае простыми словами преподобный Паисий Святогорец выражает истину православной веры, что «Бог не есть ни виновник, ни творец зла» (Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 26, п. 155). Как учит преподобный Никодим Святогорец, из благости Бога следует, что страсти в человеческой природе не созданы Им, но «по нашему собственному нерадению противоестественным образом страсти вошли в человеческое естество» (Νέα Κλίμαξ, Βόλος, 1956. Σ. 152). Согласно святым отцам, страсти появляются от противоестественного использования физических и душевных сил и устремлений, и при долговременности такого состояния превращаются в злую привычку, искоренение которой требует немалой борьбы и труда.—Прим. греч. изд.
Так изначально добрые силы человеческой души превращаются в страсти. А мы потом начинаем роптать и пенять на Бога. Тогда как если мы будем использовать эти силы, обратив их против зла, то они станут помогать нам в борьбе духовной.
Взять, например, силу гнева⚡: если человек горяч или даже вспыльчив, это показывает, что его душа мужественна.
Такое мужество помогает в жизни духовной. Если же человек вял и нерешителен, если у него нет мужества, то ему нелегко с собой бороться. А вот человек решительный, способный на сильные движения души, прилагая имеющуюся у него силу к жизни духовной, похож на мощный автомобиль🏎, который рвёт со светофора, оставляя другие машины далеко позади.
Однако, распоряжаясь своей способностью к сильным движениям души неправильно и оставляя свой гнев бесконтрольным, человек уподобляется автомобилю, который на запредельной скорости мчится по разбитой дороге: его то и дело выносит на обочину или он даже улетает в кювет.
Осознав, дав себе отчёт в том, какие душевные силы у него имеются, человек должен направить их во благо. Так, с помощью Божией, он достигнет доброго духовного устроения.
Желаем каждому избавиться от страстей и возделать то доброе, что в нём имеется. Что-то хорошее обязательно есть. ©Издательство «Орфограф», 2001-2021📙