В феврале бывший автогонщик и предприниматель Андреас Николаус «Ники» Лауда отпраздновал бы свое 72-летие. Один из величайших гонщиков Формулы-1, Лауда также известен как успешный предприниматель и основатель нескольких авиакомпаний. Давайте вспомним о его жизни в авиации
Первые годы в Формуле-1
Было бы неправильно писать об авиакомпаниях Лауды, не рассказав о его достижениях в автоспорте. Сначала он сделал себя в Формуле-1, а затем переключился на коммерческую авиацию. Ники выиграл свой первый чемпионат мира с командой Ferrari в 1975 году.
Он был очень близок к выигрышу этого титула в следующем году. Однако ужасная авария на Гран-при Германии 1976 года привела к тому, что его движение вперед внезапно остановилось. Гонка проходила на на трассе Nürburgring , которую гонщики стали называли «зеленым адом». Утром перед гонкой прошел сильный дождь, и Лауда безуспешно призывал своих коллег бойкотировать заезд ради их собственной безопасности.
Однако гонка началась, Лауда ушел вперед, и на втором круге потерпел крушение. Он оказался в ловушке внутри загоревшегося Ferrari, пока несколько гонщиков не остановились и не вытащили его из его из-под обломков болида. Лауда получил обширные ожоги, надышался токсичными газами и впал в кому. Но несмотря на случившееся он пропустил всего две гонки.
На Гран-при Италии 1976 года Лауда снова окунулся в борьбу за первенство и занял почетное четвертое место. В документальном фильме «1: Life On The Limit» Пол Краудер, автор ленты назвал возвращение Лауды, как «самое смелое, что я когда-либо видел».
В конце сезона между Ники и Джеймсом Хантом развернулась битва за звание чемпиона мира, которую последний выиграл с минимальным преимуществом в одно очко. Соперничество и взаимоотношения Ханта и Лауды были хорошо показаны в фильме Рона Ховарда Rush 2013 года.
Еще два титула
Несмотря на то, что Лауда он упустил возможность победить в двух чемпионатах мира подряд, он уверенно сделал это в 1977 году. Тогда Ники выиграл титул с запасом в 17 очков, несмотря на пропуск последних двух гонок из-за разрыва отношений с Ferrari.
После работы в команде Brabham-Alfa Romeo в 1978-1979 годах Лауда взял двухлетний перерыв в гонках. Именно тогда он заложил основы Lauda Air - своей первой авиакомпании. Однако в 1982 году он вернулся в Формулу-1 и провел четыре года в McLaren.
В 1984 году Ники Лауда выиграл свой третий и последний чемпионат, вырвав всего пол-очка у товарища по команде Алена Проста. Лауда остается единственным гонщиком, взявшим высший титул как в команде McLaren, так и в Ferrari. В 1985 году Лауда, заняв 10-е место в общем зачете, окончательно ушел из гонок. Именно в этом году начала работу его первая авиакомпания.
Авиакомпания Lauda Air
Переход Лауды в коммерческую авиацию стал логическим шагом после Формулы-1. Несмотря на то, что авиакомпания была основана в 1979 году, Lauda Air не «полетела» до 1985 года. Располагающаяся в Вене она изначально специализировалась на чартерах, используя самолеты BAC1-11, арендованные у румынского перевозчика Tarom.
Затем появились Boeing 737, а в 1987 году Lauda Air начала осуществлять регулярные рейсы. В конце 1980-х - начале 90-х годов было добавлено множество дальнемагистральных маршрутов в США, Кубу, Таиланд, Малайзию и даже Австралию. У Lauda Air к тому времени появилась дочерняя Lauda Air Italy .
В 1990 году в парк Lauda Air были добавлены широкофюзеляжные Boeing 767. Однако спустя год один из них был потерян в авиакатастрофе после вылета из Бангкока.
Никому из 213 пассажиров и 10 членов экипажа не удалось спастись. Ники Лауда лично отправился в Таиланд, чтобы оказать помощь в расследовании. Авария серьезно сказалась на дальнемагистральных рейсах компании.
В 1997 году в флоте появились Boeing 777, а в 2000 году Lauda Air стала 100-процентной дочкой Austrian Airlines. Lauda Air первоначально сохраняла свой бренд, однако в 2013 году, позиционирующаяся как авиакомпания для развлечений, была переименована в Austrian myHoliday.
Niki
Вторая авиакомпания – лоукостер Niki – была основана в 2003 году. Как писала в 2004 году The Guardian, Лауда пилотировал свои самолеты как минимум два раза в неделю. Как и у Lauda Air, местом базирования Niki была Вена, хотя авиакомпания работала и из других австрийских аэропортов - Инсбрука, Зальцбурга, Граца. К 2017 году она даже начала летать в популярные места отдыха Северной Африки из Германии.
В 2011 году Niki создала лоукост-альяс с Air Berlin, который получил название Аirberlin Group, но сохранила прежнее название. Далее у Niki был ряд неудачных попыток продаж и поглощения Lufthansa, Etihad, IAG. В конце концов, в 2018 году она объединилась с третьей авиакомпанией Ники Лауды - Laudamotion. К этому времени парк авиакомпании состоял из 30 самолетов, половина из которых эксплуатировалась туроператором TUI fly Deutschland.
Laudamotion
Laudamotion начала свою деятельность в начале 2018 года. Лауда приобрел ее в 2016 году, когда эта чартерная авиакомпания называлась Amira Air. Два года спустя она начала коммерческую деятельность после приобретения Niki, о чем мы писали ранее.
Вскоре после этого, Ryanair заявила, что приобретет 24,9% акций Laudamotion, а в последствии доведет свою долю в ней до 75%. В марте 2019 года авиакомпания сократила свое название до короткого «Lauda». А в мае того же года в возрасте 70 лет Ники Лауда скончался.
В следующем году Laudamotion начала выполнять рейсы в режиме аренды с обслуживанием рейсов Ryanair. В октябре 2020 года прекратила свою деятельность, а ее активы были переданы мальтийской Lauda Europe. По данным ресурса Planespotters, эта группа в настоящее время владеет 29 самолетами А320, принадлежащих ранее Laudamotion со средним возрастом 14 лет.
Кончина великого гонщика и предпринимателя потрясла сообщество автоспорта. Однако, исследуя его дела и поступки как в автоспорте, так и в авиации, можно утвердительно сказать, что это был чрезвычайно талантливый человек, который, несмотря на ужасную аварию 1976 года, не пал духом и прожил очень интересную жизнь.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале