5 июля 1944 года шел тяжелый бой близ села Пекалино (по другим источникам — у села Шеметово, что в нескольких километрах от Пекалино, — Прим. Авт.). Смолевичского района на Минщине. 252-й стрелковый полк 70-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта во время операции «Багратион», наступавший в направлении столицы Советской Белоруссии города Минска, встретил значительно превосходящие силы немецких войск, пытающихся вырваться из» минского котла» и вынужден был перейти к обороне. Бой шел уже девятый час, наши воины несли большие потери, было очень много раненых. Радистка 3-го батальона 252-го полка Татьяна Барамзина не только поддерживала связь с командиром полка, но и оказывала раненым первую помощь, пригодились тогда ее навыки медсестры.
Тех, кто уже не мог передвигаться, оттаскивала в землянку на краю позиций батальона. И случилось так, что фашисты разорвали оборону наших бойцов и землянка с ранеными оказалась отрезанной от основных сил батальона — наши бойцы и Татьяна Барамзина оказались в фашистском окружении. Увидев озверевшие лица врагов, она поняла, что пощады не будет. Схватив автомат, Татьяна стала вести прицельный огонь по врагам. Завязался бой — отчаянный, обреченный, слишком неравный…
Кто же она, Татьяна Николаевна Барамзина — Герой Советского Союза, чей прах покоится в братской могиле деревни Калита Смолевичского района?
Семья, взросление и фронт
Родилась Таня 19 декабря 1919 года в небольшом русском городе Глазово, выросла в многодетной семье, она была пятым ребенком, рано умер отец и жизнь семьи была далеко не безоблачной. Но, несмотря на житейские трудности, Таня хорошо училась, окончила педагогическое училище и поступила в Пермский педагогический институт, а для облегчения маминой вдовьей судьбы параллельно устроилась на работу в детский садик.
Началась Великая Отечественная война. Таня могла остаться в Перми, продолжать работать в садике, куда привозили эвакуированных ребятишек, но она твердо решила идти на фронт, для этого и окончила курсы медсестер.
В последний раз побывав в садике, Татьяна даже расплакалась. Она не говорила своим воспитанникам о скором расставании, но это чувствовалось буквально во всем. Дети окружили ее, попросили рассказать, как обычно, сказку. Таня прежде была мастерица рассказывать, а теперь не смогла. Остановилась на полуслове и пообещала: «После войны доскажу...»
Для бойцов Татьяна стала не только медсестрой, а родным человеком. Не будет преувеличением сказать, что она переживала за каждого раненого, часто была донором. В свободные минуты стирала и чинила одежду солдат, могла и постричь не хуже любого парикмахера. Но хотела она сделать для Победы как можно больше и попросилась в женскую школу снайперов. Успешно ее закончив, Татьяна Барамзина была зачислена снайпером в 3-й батальон 252-го мотострелкового полка, который к тому времени уже вел бои на территории Белорусской ССР, под Оршей.
Лицевой счет снайпера Барамзиной
Из воспоминаний о Тане однополчанина Александра Соломатина: «В апреле 1944 года в нашем батальоне появился новый снайпер — девушка. Невысокого роста, улыбчивая. Полюбили мы ее сразу за требовательность к себе и к товарищам, за то, что до всего ей было дело. Случалось так, что и повара отчитает за невкусный борщ и кашу, однажды сама встала к котлу и показала, как варить надо, чтобы вкуснее получилось. И неряшливого солдата так пристыдит и на смех поднимет, что тот навсегда запомнит случай с грязной гимнастеркой или оторванной пуговицей. Снайпером была отменным, однажды в один день «уложила» пятерых фашистов».
А тогда в апреле новичков, девушек-снайперов, в полку встретили приветливо. Два дня они отдыхали, обживали свою отдельную землянку, выделенную командованием специально для женской группы, осматривались, изучали местность, где придется вести «охоту» на немцев. В этом им помогали опытные снайперы, давно воевавшие и имевшие на личных счетах не один десяток истребленных немецких солдат и офицеров. Затем последовал первый выход на передний край. Для Татьяны он был удачным, она открыла свой личный боевой счет.
«Привет с фронта! Дорогие мама, Ната и Ляля! Я нахожусь на белорусской земле, — написала Барамзина в первом письме, отправленном из действующей Армии домой, в далекий Глазов. — Встретили нас хорошо. 8 апреля в первый раз попала на передовую позицию. В этот день я убила двух фрицев. Сначала у меня дрожали руки и сильно билось сердце, но вскоре все прошло и появилось желание бить и бить врагов как можно больше. На задания уходим в 3 часа утра… Мама, обо мне не беспокойся, все идет хорошо. С приветом к тебе, Таня»
Апрель прошел во фронтовых трудах. Счет уничтоженных врагов у Барамзиной рос. Ее успех определила правильная засада, устроенная на склоне холма над берегом небольшой, но широко разлившейся из-за таяния снегов речки. На второй день пребывания там Таня увидела фашистов, беспечно плывущих на плоту посередине реки. Через несколько минут они оказались под огнем ефрейтора Барамзиной. Три солдата погибли сразу, два других спрыгнули с плота и попытались спастись вплавь, но снайперские пули Татьяны настигли и их.
Почти с каждой вылазкой, засадой снайпера Барамзиной добавлялось в ее учетной «снайперской» книжке количество убитых вражеских солдат. За 2 месяца боевой работы Татьяны их было уже 16. Но тут Татьяна стала замечать что-то неладное со своими глазами, от долгого пристального всматривания в оптический прицел снайперской винтовки вдруг появлялось темное пятно. Когда это стало проявляться все чаще, она обратилась к полковым врачам и услышала тяжелое для нее заключение: «Если не хочешь потерять зрение, то надо оставить снайперское дело».
Грустно было Татьяне Барамзиной, но пришлось подчиниться. Однако в боевом строю родного батальона осталась, уговорив командира полка назначить ее батальонной связисткой до завершения наступательной операции по освобождению Минска.
«Нехитрая» связистская должность
Начиналась операция «Багратион», целью которой было уничтожение группировки немецко-фашистских войск и полное освобождение Белорусской Советской Социалистической Республики. 22 июня 1944 года 252-й стрелковый полк после проведенной разведки боем атаковал немецкие траншеи и закрепился на месте прорыва В ходе этих ожесточенных боев Татьяна Барамзина действовала мужественно, надежно обеспечивала связь батальона с командным пунктом полка. Читаем в наградном листе: «Ефрейтор т. Барамзина во время разведки боем с 22 по 23 июня 1944 года в районе деревни Малое Морозово ( в Горецком районе, — Прим. Авт. ) под сильным артогнем противника в течение 14 часов устраняла порывы на линии связи командного пункта полка с 3-м стрелковым батальоном. С 26 июня по 5 июля в период наступательных боев ефрейтор Барамзина была в боевых порядках, обеспечивая хорошую связь».
3 июля столица Советской Белоруссии была освобождена, но в Минском «котле» оставалось не менее сотни тысяч немецких солдат, пытавшихся во что бы то ни стало вырваться из окружения.
Неравный последний бой и мученическая смерть
Вернемся к событиям того дня, трагического в судьбе Татьяны Барамзиной и группы тяжело раненых, лежачих наших бойцов, отрезанных от своих прорывающимися из окружения немцами, — 5 июля 1944 года.
Поняв, что осталась одна против множества врагов, Татьяна не побежала, спасая себя, она приняла бой… Когда на помощь отступающему перед превосходящими силами врага полку пришли наши свежие пехотные части, танкисты, а прорывающиеся немцы были уничтожены и взяты в плен, увидели, что перед последним рубежом обороны Татьяны Барамзиной лежало до 20 вражеских солдат, сраженных ее огнем. Сама Таня лежала среди раненых, никого из них не пожалели фашисты. Судя по характеру ран, нанесенных Татьяне Барамзиной, немцы, увидев, что им противостоял всего лишь один воин, да еще и девушка, в дикой злобе зверски убили ее: в голове зияла рана от выстрела в упор, глаза выколоты, а живот ей пронзили штыком винтовки…
Всего 25 лет прожила Татьяна Барамзина. Память же о ней будет вечной!
Увековечение памяти
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Барамзиной Татьяне Николаевне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
8 мая 1946 года улица Пролетарская в городе Глазове, где выросла Татьяна Барамзина, была названа ее именем, там же в Глазове и в Ижевске установлены ей памятники. Школы в № 86 Перми и № 53 в Ижевске названы именем героини, а в родном Глазове Татьяна Барамзина навечно зачислена в списки школы № 2.
Мемориальная доска в ее честь установлена на здании Пермского педагогического института. В городах Глазове, Ижевске, Перми, Подольске и Минске именем Татьяны Барамзиной названы улицы. О ее жизни и подвиге писателем В. Николаевым написана книга «Танины тополя».
Постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 1 июля 1988 года Пекалинской средней школе Смолевичского района присвоено имя Героя Советского Союза Барамзиной Татьяны Николаевны.
Автор статьи: Владимир Касьянов