«А вот что ты все про буржуев? - говорите вы. Так вот сегодня взглянем на историю становления отечественного кинематографа в довоенное время. Период этот интересен тем, что в это время советское кинопроизводство искало себе пример для подражания, не боялось экспериментировать, подстраивалось под нужды эпохи и страны, что в конечном счёте вылилось в нечто самобытное - явление, занявшее своём место в мировом кино.
Предлагаю зайти к рассмотрению вопроса через вот эту дверь с табличкой «Россiйский Синематографъ». Считаю, нужно разобраться, откуда в принципе есть пошли киноленты на земле русской. А началось все со знаменитого ролика «Прибытие поезда» за авторством родоначальников киноискусства, как такого, братьев Люмьер весной 1896-го года в Москве. Короткая лента о надвигающемся на зрителя форварде вселяла трепет и благоговение в сердца зрителей.
С тех пор, нащупав не занятый никем кинорынок, в страну хлынули иностранные компании, преимущественно французское и итальянские, дабы удовлетворить спрос состоятельных сословий граждан империи на «новый электрический театр». Открывались и кинотеатры, где крутили европейские или американские ленты, что, однако вставало прокатчику в копеечку, поскольку за очередной копией синематографической картины приходилось снаряжать делегацию с увесистым кошелем и отправлять в страну производства. Засим, не прошло много времени, как, возникавшие то тут, то там, мысли в слух о том, что необходимо начинать стряпать свои кинокартины, начали материализоваться. Делались попытки, хотя, как известно, первые блины всегда комом.
После тренировки «на кошках» и бесчисленного количества провальных лент разных жанров и хронометража, 15 октября 1908-го года, выпуском первого игрового фильма «Стенька Разин», родился российский кинематограф. Картина имела успех у публики и выпускалась под протекторатом министра Столыпина.
В последующие годы появились коммерческий успешные «Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири» и мультипликационный фильм Владислава Старевича «Стрекоза и муравей» 1913-го года, имевший хождение не только в империи, но и в Европе и США.
Затем, со щелчка затвора пистолета в Сараево началась мировая война, приведшая в итоге к упадку российского государства и двум революциям. И если Февральскую часть марлезонского балета кинематографисты-производственники (являвшиеся, конечно же, представителями богатых сословий) встретили спокойно, более того, выпуская картины по мотивам событий Февраля 17-го года, то Октябрьскую часть восприняли скептически и враждебно. Отчего занялись пропагандой антибольшевизма или, другими словами, контрреволюционной деятельностью. Ленин, не будь дураком, решил взять поводья от киноповозки в свои руки, понимая, какой Грозный инструмент агитпропа окажется в распоряжении советской власти. Посему, 27 августа 1919-го года Владимир Ильич подписывает декрет о переходе фото и кинематографической торговли и производстве в ведомство новоиспеченного Народного комиссариата просвещения, возглавляемого А.В. Луначарским.
После, обиженные на новую власть производственники собрали скарб и отправились по заграницам, однако, некоторые из их числа остались на местах. Они и организовали первые неуверенные шаги новорожденного советского кинематографа. Плюсом, понимая, что бывшими царскими киношниками сыт не будешь, советы искали таланты и среди простого люда, у которого нынче появилась возможность конкурировать со знатью. Так, тот самый производитель первых советских эпопей режиссёр Сергей Эйзенштейн был техником-строителем и военным переводчиком. Позже он писал: «Революция дала мне в жизни самое дорогое — это она сделала меня художника».
И вот, молодое государство вкатывается на всех революционных парах в 20-ые годы. Экономика стонет от разрушительных последствий затяжной Гражданской войны и решением проблемы должна стать НЭП (аббревиатура от Новой Экономической Политики). В кинохозяйстве же господствует авангард, где ярким примером является все тот же Эйзенштейн. Именно в этот период Сергей Михайлович снимет свои такие хиты, как «Октябрь» 1927-го года, кадры которого до сих пор воспринимаются некоторыми за чистомонетную хронику штурма Зимнего дворца с временным правительством. Сюда же пойдёт «Броненосец Потёмкин» 1925-го, получивший несметное количество наград, а также работы других советских режиссёров по-советски же ревущих 20-ых.
Отличительная особенность советских картин в то время - массовые батальные сцены с большим количеством массовки, что указывает на хорошо организованный съемочный процесс, хотя так недавно страна была погружена в хаос и неразбериху.
Пока ещё незакостенелое советское правительство не вводило повсеместной цензуры, имели место быть остросоциальные картины, где творцы-режиссеры новой республики обсуждали мздоимство и малодушие нового чиновничества. Например, фильм Ивана Пырьева «Государственный чиновник». А вот лента режиссёра Фридриха Эрмлера «Парижский сапожник» обличала совсем некомсомольские поступки комсомольцев. Однако, как отметил советский киновед Николай Алексеевич Лебедев, при всех своих достижениях советское немое (конечно, подразумеваем беззвучность лент в то время) авангардистское киноискусство имело один большой огрех - создать запоминающий образ, характерный для людей эпохи. Как раз та самая массовость, эпичность и новая великая идея ставилась во главу угла, а человеку отводилась лишь роль части массы, творившей судьбу страны. Запоминающийся образ зачастую олицетворял собой либо некую идею, либо социальную группу.
Как ни странно это будет звучать, но кино в то время в молодой республике было поставлено на коммерческие рельсы. Существовало множество частных прокатных контор наряду с государственными. Однако, советские картины теряли в качестве, чему виной было кумовство и разворовывание бюджетов на госпредприятиях культуры, а частные фирмы занимались и вовсе прокатом зарубежных картин, пользовавшихся большим спросом у советских граждан и приносивших хорошие кассы.
Но вот, эпоха НЭПа подошла к концу и в страну подъехала централизация и план, которые повсеместно начали проникать во все сферы деятельности советского государства, в частности, в кино.
Теперь участники кинопроизводства получали государственную зарплату и премии, а не долю от проката, как ранее. Картины получали больше доходов за счёт планового выпуска и отсутствия конкуренции между производителями. Теперь не было стихийного выпуска картин одной тематики, который мешали друг дружке, разоряла производителей и государство. Доходы от показов шли обратно в фонд кино на производство новых лент. Весь процесс был взят под пристальный контроль новоиспеченного Комитета по делам искусств при совете народных комиссаров СССР.
Параллельно росло и количество кинотеатров: с 1000, доставшихся от царской России, до 26000 в 1931-ом году. Частные прокатные компании канули в лету, взамен появились государственные, исправно снабжавшие кинотеатры новыми лентами.
Нынче, когда государство двумя руками взялось за руль, стало ясно, что авангард не отвечает запросам публики и времени. Советское руководство в первую очередь видело свою опору в рабочих и жителях деревни, а попытка уроженца города до мозга костей Сергея Эйзенштейна показать плюсы новой власти в фильме «Старое и новое» не нашла широкого отклика среди пролетариата и сельских жителей. Эйзенштейн был гениальным художником, но авангардистский взгляд на киноискусство мешал сблизиться с народом. Посему, в январе 1929 -го года власть начинает активно привлекать талантливую молодёжь из низов. Так появились на свет картины «Водоворот» Павла Петрова-Бытова и Танька-трактирщица» Бориса Светозарова. Советский кинематограф стал говорит с публикой на одном языке.
Далее, власть, смекнув, что кино идёт в массы, принимает решение использовать его как инструмент для поднятия культурного и политического уровня населения. Усиливается политическая повестка картин, воспевается партия, пролетариат, его борьба за социальную справедливость, описывается быт рабочих. В свои полные права вступает соцреализм или «Форма, доступная миллионам».
Появились первые эксперименты со звуком в отечественном кино, сначала документальном, а потом и игровом. Выходят такие хиты как, «Юность Максима» и первый советский блокбастер «Чапаев», в стороне не остается жанр комедии, публика тепло встречает «Горячие деньки» и «Гармонь». Вишенку на торт кладёт 1934-ый год, когда в прокат выпускают мюзикл Григория Александрова «Веселые ребята», за которым потянулась вереница престижных международных наград.
Со звуком в советское кино приходят добротные сценарии и крепкий сюжет, что хорошо заметно в картинах «Депутат Балтики», «Трилогия о Максиме» и в том же «Чапаеве». Налаживается выпуск «истернов», что вестернов, но на советский манер. Яркий пример тому лента «Джульбарс», хит 1935-го года, пришедшиеся по вкусу, в том числе, американцам.
Близился конец тридцатых и тучи сгущались над миром, назревал новый мировой конфликт. Советский Союз, не имевший союзников, готовился к худшему сценарию. Подготовка велась в том числе и в головах. Налажено производство патриотических картин, имевших важное значение для подготовке населения к тяжелому бремени войны. В период с 1938 по 1941 вышли ленты «Александр Невский»,«Минин и Пожарский», «Суворов», «Богдан Хмельницкий».
С начала 1941-го работников киноиндустрии начинают распределять по оборонным предприятиям по смежным профилям.
Довоенный советский кинематограф – интереснейшее явление, в котором можно наблюдать рождение и метаморфозы отечественного кино под влиянием западной культуры и культур народов, населявших республики нового государства. 20-ые годы можно охарактеризовать, как попытка по созданию своего независимого кино с опорой на западный опыт. В 30-ые же годы советское кинопроизводство идет по пути упрощения, что, однако способствует увеличению спроса на отечественные картины и сборов, а с ними и качество картин поднимается на новый.
Несмотря на повсеместное отставание от США, испытывающая постоянную нехватку ресурсов, советская киноиндустрия смогла преодолеть кризисное время становления молодого государства и преобразоваться в отражения национального многообразия СССР. Неправильно будет обойти и такое явление, как появление школы Сергея Константиновича Станиславского (того, что кричал: «Не верю!» халтурившим талантам), доработанной версией техники которого до сих пор пользуются в Голливуде.
Дорогие читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые статьи, а также ознакомьтесь с предыдущими: распутываем сюжетные перипетии ленты Бартон Финк от братьев Коэн; узнаем историю появления премии Оскар; следим за становлением кинокомпании Метро-Голдвин-Майер и ее создателя.
До скорых встреч на канале!
#ссср #кино #советское кино #революция #ленин #сталин #история #знаменитости