Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Немецкий священник Мартин Лютер - одна из ключевых фигур в истории Европы. Так получилось, что именно он (хотя были и другие реформаторы церкви) стал воплощением Реформации. Его жизнь и деятельность - пример бесстрашного служения идее. Это был, я думаю, искренний человек. Чувствуя это, люди тянулись к нему. Он стал основателем нового течения в христианстве - протестантизма, называемого еще лютеранством.
На картине А. фон Вернера показан знаменательный день в жизни Мартина Лютера и в истории Европы. Это было 18 апреля 1521 года, когда священник выступил в Вормском рейхстаге с защитой своих убеждений. Его туда пригласил сам император Священной Римской империи Карл V, чтобы выслушать объяснения Лютера по поводу его «95 тезисов», после появления которых он был предан Папой Римским анафеме, и текста «К христианскому дворянству немецкой нации». Мы видим на полотне, что Мартин Лютер, в простой черной рясе, стоит перед императором и папскими легатами, которые в шоке от его выступления.
Вызывая проповедника "на ковер", Карл V, конечно, планировал, что тот испугается и покается, но получил, наоборот, яркое отстаивание своих взглядов со стороны Лютера. На картине видно, что его слова сочувственно слушают члены рейхстага.
А началось все с того, что, вопреки воле отца, мечтавшего видеть сына адвокатом, Мартин Лютер постригся в монахи и начал глубоко изучать теологию, принял потом сан. Почему молодой человек вдруг решил пойти по этой стезе, многие историки объясняют тем фактом, что однажды в сильную грозу молния ударила рядом с Лютером, и потрясенный парень глубоко уверовал в божественную милость. Это изменило его жизнь.
Ум и познания Мартина были очевидны его начальству, и молодого человека направили преподавать в Виттенбергский университет. Случилось и еще одно важное событие - молодой профессор съездил в Ватикан и был поражен тем, как роскошно и развратно живут высшие церковные иерархи. Он проникся к этому отвращением.
18 октября 1517 года Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций, разумеется, в благородных целях, а именно - для «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Проще говоря, церковь продавала бумажку, купив которую верующий мог быть уверен, что ему отпущены грехи. Чем больше индульгенций он приобретет, тем больше грехов ему отпустится. Ничего личного, только бизнес!
Мартин Лютер, искренне верующий человек, к тому же прекрасно знавший Библию, возмутился этим указом и написал свои 95 тезисов, которые, как гласит легенда, прибил гвоздями к двери Виттенбергской церкви. В этих тезисах он прошелся не только по индульгенциям, но и по клирикам католической церкви.
После этого Папа Римский прогневался и предал Лютера анафеме. Получив папскую буллу, о. Мартин демонстративно сжег ее, тем самым сжигая все мосты между собой и католической церковью. Он написал уже упомянутое выше обращение «К христианскому дворянству немецкой нации», где открыто объявил борьбу с папством главным делом немецкого народа. После этого его и вызвали к императору.
Ясное дело, следствием яркого выступления Лютера в рейхстаге должны были быть его арест, подвалы инквизиции и костер, однако по пути из заседания Мартин Лютер был похищен и исчез. Как потом оказалось, это устроил Фридрих Саксонский, который приказал спрятать реформатора. Так он спас ему жизнь. В замке Вартбург Лютер не бездельничал, а начал переводить Библию на немецкий язык. Этот перевод, как только он был опубликован, произвел культурную революцию в Европе.
Движение Реформации, начатое Лютером, ширилось и охватывало Европу, началась война между протестантами и католиками. Сам Мартин в 42 года женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, преступив тем самым католическое требование целибата для священников. В семье родилось шестеро детей.
До конца войны Мартин Лютер не дожил, он умер в 1546 году.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея