Найти в Дзене
Заметки Моргора

Культ нечистой силы в отдельно взятой... приставке

Оглавление

А Вы знаете, что всех нас гнетут тёмные силы, да не просто так, а потому как мы сами виноваты – каждый день, неустанно и многократно прославляем нечистую силу, а конкретно – бесов?

Целый тайный культ нечистой силы, получается, внедрили наши коварные враги в одной-единственной приставке, без которой не обойтись, и он, этот культ, крайне негативно влияет на наши судьбы.

Страшно?

Автора карикатуры не знаю. Изображение взял из открытого источника
Автора карикатуры не знаю. Изображение взял из открытого источника

Мне, если честно, не очень...

В общем, как Вы могли догадаться, сегодня мы побеседуем об очередном словесном чудачестве (мы уже говорили о нескольких: о РА-теории, о языках никаких, о славлении Прави, об изТорыках, о ведающих ведистах) – об ужасной, «прославляющей беса» приставке «бес»...

Художественное отступление

Статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской академии наук и прочая, прочая, прочая... а также homo universalis, а в прошлом крестьянин по сословному состоянию Михаил Васильевич Ломоносов задумчиво потёр ухо пушистым пером, прикидывая, с чего бы начать воплощение в жизнь давней своей задумки и чего в ней упустить никак не можно.

Данная задумка называлась «Российская грамматика», и суждено ей было стать одной из первых грамматик русского языка.

Михаил Васильевич окунул кончик своей письменной принадлежности в чернильницу и начертал на листе бумаги, используемом в качестве черновика:

В нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка.

Это он о русском языке – непременно вставить во введение будущего труда!

Что ещё?

Ах да, приставки, оканчивающиеся на «з» и «с»... Неплохо бы сформулировать, наконец-то, правило, согласно которому предписывалось бы перед глухими согласными писать «с», а перед звонкими – «з». Давно ведь об этом говорят!

Как только перо вновь коснулось бумаги, дабы оставить пометку касательно приставок, за окном сверкнула раскалённая добела вспышка молнии, а потом грянул воистину чудовищный раскат грома. Пламя свечи, стоявшей на столе и служившей единственным источником освещения в рабочем кабинете учёного мужа, испуганно задрожало.

А под столешницей обозначилось некое движение...

– А ну!.. – сдвинул брови Ломоносов и пошурудил под столом ногою, наугад пнув кого-то неизвестного.

– Ай! – отозвался этот кто-то и выкатился из-под предмета мебели кубарем.

– Ну и кто ты таков? – сурово вопросил Михаил Васильевич (а нравом он обладал подчас буйным), разглядывая тощего патлатого мужичка с неухоженной, веником торчавшей бородищей.

– Я-то?.. – буркнул неизвестный, отряхнувшись и встав с пола. – А ты-то сам кто будешь?

– Я-то Ломоносов, Михаил Васильевич. А вот кто ты таков? Как сюда пробрался так, что я тебя не приметил?!

– Святой Хиневич и Трехлебов-угодник! – Мужичок вытаращил гляделки и размашисто перекрестился, зачем-то пояснив: – Это я перуницу на себя наложил!

– Крестное знамение ты на себя наложил, – поправил Ломоносов.

– Перуново!

– Крестное!

– Перуново!

«Юродивый какой-то», – подумал Ломоносов.

Мужичок меж тем шмыгнул носом, немного возгордившись тем, что последнее слово осталось за ним, и уселся на лавку, напротив прославленного учёного мужа.

«Определённо юродивый!» – утвердился в своих суждениях Михаил Васильевич, рассматривая тряпочку с косыми крестами, снабжёнными загнутыми лучиками, которую незнакомец зачем-то повязал на лоб. Такими же крестиками была вышита его сорочка, подвязанная в области впалого живота ярким шнурком.

– Кто таков будешь, спрашиваю! – потребовал ответить на ранее заданный вопрос Ломоносов.

– Православ Ариевич! – отрапортовался юродивый, вскочив на миг с лавки, дабы вытянуться во фрунт и вскинуть правую руку, после чего уронил свой зад обратно. Сквозняк, вызванный его десницей, едва не затушил свечу.

– Как-как? – не расслышал Михаил Васильевич чудно́е отчество. – Аронович?

– Ариевич! – Мужичок аж побледнел, будто от смертельного оскорбления. – Я, между прочим, почётный член Церкви православных староверов-инглингов, слава Прави!

– Это ж где такая церковь?!

– В будущем! – Православ со значением воздел кверху заскорузлый перст и внушительно потряс им в воздухе. – И в прошлом! И в настоящем! И... вообще она везде и всегда, мы лучшие! Лучшие! Слава Прави! Слава Ра! У-Ра!!!

Ломоносов прикинул, не позвать ли слугу – юродивый, похоже, оказался буйным и впадал в состояние какого-то экстатического бешенства.

– Слава-слава, – осторожно поддакнул Михаил Васильевич, мысленно примерившись, куда бы стукнуть патлатого покрепче в случае чего.

– Ведаю! – внезапно успокоился тот и выпучил гляделки в пустоту.

– Чего ведаешь?

– Ведаю – и всё тут! Всё ведаю! Веды ведаю, славяно-арийские! – снова начал было заводиться Православ, но внезапно спохватился: – О чём это я? А, о будущем! Так вот, батюшка ты наш Михайло Васильевич, я – из будущего!

– Из будущего? – недоверчиво хмыкнул тот.

– Из 7529 года от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

– Из 7529-го? От Сотворения... чего-то там?!

– Мира в Звёздном Храме. Из 2021 года, иначе говоря, из XXI века. Ну ты чего, отец родной? Ты ж сам с проклятыми серыми боролся, которые нам изТорию навязывали! Что ж ты наше исконно-поконное летоисчисление-то не узнаёшь?!

– С кем я боролся? – ахнул учёный муж. – Какую такую изТорию?

– С серыми! Они нам изТорию внедряли. Ну, как оно всё было, по ихнему мнению.

– Историю, что ль, переписывали?

– Ну! Токмо правильно говорить «изТория» – «из Торы я».

– Бред собачий, – пробормотал себе под нос Ломоносов и спросил не то из интереса, не то по инерции: – А серые – кто такие?

– Пришельцы из мира Тьмы окаянные. – Юродивый снова перекрестился. – Пресвятой Хиневич, спаси-оборони!..

– Это ты, болезный, про Байера, Миллера и Шлёцера, что ль? – хмыкнул Михаил Васильевич, но Православ если чего-то и не ведал, вопреки своему недавнему утверждению, тот как раз этих фамилий. Учёный муж продолжил: – Ты скажи лучше, как сюда попал-то, под мой рабочий стол? Ведь не было тебя, а молния полыхнула, гром ударил – и возник...

– Дык, понимаешь, Михайло Васильич, какая тут сантья веда приключилась... Мне, как почётному члену Церкви православных староверов-инглингов положено всех пРАсвещать, – слог «ра» мужичок особо выделил интонацией. – Вот сижу я за компьютером (это машина такая для общения), учу непРАсвещённых уму-РАзуму: про приставку, беса прославляющую, вещаю. А они не понимают! Ну ни в какую! А я уж в сердцах к Перуну воззвал: помоги, мол, вразумить во имя Даарии, Асгарда Небесного, славяно-русов и святых бород Хиневича и Трехлебова! А с небес ка-ак грохнет, и голос такой зычный: «Задолбали, неуки!» Ну и... вот я здесь.

– Погоди-ка, а что за приставка, беса прославляющая?

– Ну, батюшка, в твоё-то время, поди, правильно всё говорили и писали: беЗстрашный, беЗславный, беЗпорно, – ломая язык, чтобы подчеркнуть букву «з», пустился пояснять Православ. – Ведали, что беса прославлять нельзя! А в наше-то всё переврали-исковеркали, и стали люди бесов прославлять. Вот хочет человек сказать, что кто-то славы не имеет, а вместо этого говорит: бес – славный. Хвалит беса-то!

– Не разумею я тебя...

– Ну бесславный: бес – славный! А ежели кто без славы, то так писать и следует, через «з». Что ж тут непонятного? В твою-то пору ещё не исказили сего, это потом ужо коммунисты проклятые...

– То есть ты утверждаешь, приставка «бес» – прославляет беса?

– Истинно! – возликовал налаженному пониманию юродивый и от избытка чувств вновь наложил на себя крестное знамение: – Хиневич велик и Трехлебов пророк его!

– Ну-ка иди-ка сюда. – Ломоносов поманил болезного. Тот подошёл. – Смотри-ка... – пером на бумаге он начертал: «Бесславный». – Я тебя правильно понял, что это слово прославляет беса?

– Истинно, батюшка, истинно! – покивал Православ и погрозил буковкам кулачком: – У-у, пагуба!

– Так а «бес» как пишется? В мои-то времена.

– Дык, так вот и пишется. – Почётный член Церкви православных староверов-инглингов провёл пальцем черту под первыми тремя буквами: – Бес он и есть бес.

Ниже Михаил Васильевич написал: «бѣсъ».

– «Бес» вообще-то вот так пишется. В мои-то времена. И с приставкой «бес» общего не имеет. Я вот к написанию «Российской грамматики» приступаю нонче и хочу ввести на её страницах правило о приставках «без» и «бес». Чтоб в зависимости от звука, за нею следующего, писалось так же, как произносится: «з» или «с».

– А-а! – вскричал вдруг юродивый дурным голосом. – Раскусил я тебя! Никакой ты не Ломоносов! Серый ты! Засланный! А-а!

Он, перегнувшись через столешницу, схватил тонкими ручонками учёного мужа за шею, намереваясь, видимо, задушить, но особой силы в его дланях не было, поскольку в последнее время Православ отказался от пищи вообще, дабы кровь не приливала к желудку, а лучше орошала мозг и настраивала ведический канал связи с Правью.

– Ошалел, болезный?! – Ломоносов треснул патлатого по лбу и... проснулся.

– XXI век... Беса они прославляют, – пробормотал прославленный учёный муж. – Староверы-инглинги... Слово-то какое... Надо же, приснится же!..

Ну а теперь серьёзно

Выше я, конечно, немного пофантазировал, но то, что слово «бес» писалось раньше через ять, и то, что ещё в XVIII веке грамматики (в том числе и Ломоносов) задумывались о правиле написания приставок, оканчивающихся на «з» и «с», аналогичном современному нам, – чистая правда.

Правило написания, собственно, сформировалось в 1830 году (но совсем не такое) – оно было опубликовано в «Русском правописании» Якова Карловича Грота и гласило: приставки «без» и «чрез» писать всегда с буквой «з». Таким образом, сканы из дореволюционных изданий, где всегда, в любых случаях пишется «без», приводимые как исконно-поконные и ещё Хиневич-знает-какие, на самом деле скорее всего отпечатаны после 1830 года (и отнюдь не от «Сотворения Мира в Звёздном Храме»).

Кстати, если заглянуть (жмите, не стесняйтесь!) в словарь русского языка XVIII века, то мы можем увидеть, например, что к слову «безславный» в скобочках приставлены три буковки и дефисик: «бес-» (то есть, подразумевалось написание и с буквой «с» в приставке).

К слову, был у меня один знакомец-инглинг, который вдобавок ко всем своим свежеприобретённым чудачествам стал подчёркнуто выговаривать во всех словах приставку «без» вместо «бес». Звучало это чудовищно неестественно, казалось, у бедолаги вот-вот язык сломается, даром что без костей.

В глобальной сети таких «бесоборцев» тоже полно, а в 90-е люди с повышенной религиозностью христианской направленности писали о коварной приставке «бес», испортившей им всю жизнь и приставленной к словам «как надзиратель» (про надзирателя – это цитата, между прочим), обличительные статьи в газетах и журналах, возлагая всю ответственность за сей, с позволения сказать, оккультный террор на коммунистов (а на кого ж ещё?!).

Однако коммунисты здесь ни при чём. Проект реформы, отменяющий введённое Гротом правило касательно приставки «без», был разработан в 1912 году, когда большевики к власти ещё не пришли, саму реформу приняло Временное правительство, а молодая советская власть издала два декрета в её поддержку. Таким образом, затеяли это дело отнюдь не «красные дьяволы», хоть и поддержали на завершающем этапе.

У православного духовенства и его паствы, конечно, первоначально имелось изрядное количество негатива к «проклятым безбожникам», оттого сыграть на теме бесов в приставках не постеснялись. Но меня, право слово, умиляет, что эту риторику подхватили те, кто позиционирует себя в качестве оппонентов и даже идеологических противников христианства – наши околославянские околоязычники в своей наиболее ангажированной части. Им-то чего неймётся?! В очередную страшилку и теорию заговора верить хочется?

Ведь бес – он наш, славянский языческий дух (пусть воплощавший в себе не самые радужные вещи и понятия, но наш!), наименование которого задействовали при переводе Библии. Собственно, в еврейском оригинале Библии фигурировало понятие «шедим» (‏שֵׁדִים‏) – это такие духи, созданные из огня и ветра, которые могут быть как враждебными, так и дружелюбными. Греки, переводя оригинал на свой язык, справедливо рассудили, что большинство соплеменников не поймут, что это за зверь такой, шедим, и заменили сие слово на более знакомое и привычное «даймон» (δαίμων) – внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в коем сокрыта опасность для телесного или морального благополучия (по своему происхождению, это понятие из философии Сократа). Ну а распространители христианства на Руси справедливо рассудили, что об учении Сократа в народных массах мало кто читал, и заменили даймона на бесов.

Старый бес. Рисунок Александра Сергеевича Пушкина
Старый бес. Рисунок Александра Сергеевича Пушкина

Ну и немного о самих бесах

Если говорить о функциях бесов, то можно попробовать их восстановить, отталкиваясь от родственных слов в славянских языках и их значений: укр. біс, болг. бесъ́т, серб. би̏jес обозначают такое понятия как «ярость», словен. bė̑s, чеш. běs, польск. bies – «злой дух». Родственны и литовские слова baisà (страх), baisùs (отвратительный, мерзкий, ужасный), baidýti (пугать), да и всем нам известное бояться.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (это такая универсальная энциклопедия, издававшаяся в Российской Империи в период времени с 1890 по 1907 год) говорится:

Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что бесы у славян-язычников были злыми духами чего-то страшного, от чего можно впасть в бессильную ярость. А что страшнее для древнего человека зимы – времени года, когда ох как просто умереть от холода и/или голода?

Получается, что бесы – духи зимы: поры лютой и беспощадной для наших далёких-далёких предков, а для некоторых из нас – ассоциирующейся с волшебством и новогодней сказкой.

Это моё предположение, если Вам интересно, я попробую его развить или опровергнуть в отдельной статье с привлечением большего количества материала (поскольку данная заметка всё-таки не о самых бесах, а об одноимённой, с позволения этак выразиться, приставке). Пишите в комментариях, заняться ли мне этим делом в ближайшем будущем.

Ну а на сегодня я прощаюсь и ставлю всем тем, кто видит в приставке «бес» злого духа, композицию группы «Ария» под названием «Бесы».

Волшебная иллюстрация художницы Дианы (фамилию узнать я так и не смог)
Волшебная иллюстрация художницы Дианы (фамилию узнать я так и не смог)