Найти тему
1,7K подписчиков

С РА быть

105 прочитали

Подписчики интернет-сообществ и посетители сетевых ресурсов, посвящённых теме славянства (или псевдославянства) частенько могут лицезреть текст, где в словах заглавными выделяются две буквы, идущие одна за одной: Р и А. РА! ЗдРАвствуйте, РАссвет, культуРА, РАдуга, кРАн, хРАпеть, с... эм, пожалуй, хватит.

С чего и почему?

Объясняется это тем, что РА – это очень древний корень, означающий свет (непременно божественный!).

Ну, лично я до того момента, как взял в руки одну художественную книгу (подчёркиваю, художественную!), знал только одного Ра – древнеегипетского бога солнца (кстати, лингвист и академик Андрей Анатольевич Зализняк говорил о том, что это самое имя бога звучало скорее как Рэ, а Ра – это чистой воды условность).

Статуя Ра в Лувре
Статуя Ра в Лувре

Ну, ещё слышал, что античные авторы в своих сочинениях называли реку Волгу Ра.

Когда мне было десять или одиннадцать лет, мой ныне покойный дядюшка увидел в моих руках томик барона Олшеври «Вампиры» (сие произведение я обожал). (Кстати, в дальнейшем, когда я впервые учился в ВУЗе, философию и логику у меня преподавал потомок этого самого «барона», раскрывший мне, что настоящее имя Олшеври – Екатерина, а фамилия – Хомзе.) Увидел – и во время своего следующего приезда вручил мне книгу Сергея Алексеева «Стоящий у Солнца» (ту самую, которую я упоминал в прошлый раз): дескать, если читаешь мистику, то давай читай нашу и умную, просвещайся.

Обложка с вооружённым дядькой в камуфляже мне доверия не внушила – подумал, что это очередной продукт о противостоянии спецслужб и криминального мира (столь популярная в российские девяностые тема!). Это сейчас на обложках «Сокровищ Валькирии» принято рисовать этаких седовласых волхвов (ещё и Збручский идол зачем-то вдобавок приляпать не возбраняется), а раньше «Стоящий у Солнца» выглядел так:

В лучшем разрешении в открытом доступе, увы, не нашёл
В лучшем разрешении в открытом доступе, увы, не нашёл

Я начал читать, но мне тогдашнему как-то оно не сильно пошло. Но рассуждения (РАссуждения!) о языке осилил:

Он нашёл ключ – в основе огромной толщи слов, которые означали обрядовую суть человеческой жизни от рождения до смерти, было заключено всего три понятия: солнце – РА, земля – АР и божество – РОД. Язык сразу засветился и как бы озарил сознание! Тысячи раз он говорил, например, слово «красота» и никогда не вдумывался, из чего оно состоит, почему и в чём смысл его глубокого корня, неизменного на протяжении многих тысячелетий. А всего-то навсего в этом слове изначально жило солнце, свет, потому что нет на земле ничего прекраснее. Благодаря этому ключу, Русинову стали открываться все слова; их можно было петь, можно было купаться в них, как в воде, дышать, как воздухом: – Ра-дуга, п-ра-вда, д-ар, ве-ра, к-ра-й, ко-ра, род-ина, на-род, род-ник... Этимологический словарь безбожно врал либо составлялся людьми, совершенно не владеющими способностью видеть свет слова.

(Сейчас меня особенно умиляет последнее предложение в приведённом фрагменте: наука всё врёт, а кто не разделяет мою точку зрения – те ущербны.)

Вышедший на пенсию дядька в погонах, какие-то интриги, слежка, мания преследования, секретные разработки – меня это быстро утомило, и я сдал книжку обратно, рассудив вернуться к ней, когда подрасту.

Мой родственник немного даже обиделся, а я побежал в который раз перечитать «Вампиров» и заодно подрастать.

Первое знакомство с творчеством Алексеева совпало с началом моего увлечения славянской мифологии (кому интересно почитать об этом – см. здесь), и я про РА запомнил.

А потом разбирать слова в этом же ключе начал Михаил Николаевич Задорнов, которого я обожал с пелёнок. Услышав про якобы корень РА в словах ещё и от него, я уверился, что это вполне себе научная концепция (ну если по телевизору сказали на всю страну!), подумал ещё: «Вот какой Задорнов молодец, не только юморист, оказывается!».

Вернулся я к «Сокровищам Валькирии» уже в двадцать четыре года, когда успел подзабыть о своём намерении всё-таки прочитать сию серию – барышня одна подсунула, сначала первые две книги «Волчьей хватки» (там даже боевой приём коловрат есть!), потом и «Сокровища».

На тот момент мне понравилось и даже очень. Это сейчас я понимаю, что это беллетристика, а тогда мне, как большинству, строки о всех этих страгах и авегах казались откровением (и даже больше – Откровением с Большой Буквы!) мудрого человека, как-то проникшего в некие сакральные таинства. Ныне я тоже готов признать «Сокровища Валькирии» замечательной литературой, но сугубо художественного толка.

В общем, концепцию с РА в словах я принял и впитал. Правда, ненадолго...

Первым звоночком несостоятельности этой РА-теории стало заявление той самой барышни, сподвигнувшей меня почитать Алексеева, о том, что грузинская царица Тамара на самом деле была славянкой. Это же, мол-де, очевидно, исходя из одного только её имени: ТО МАть РА. Я задумался. Тогда, получается, Мара – тоже МАть РА, мать света? Конечно, существование богини с таким именем у славян многие отрицают (и об этом мы на нашем канале когда-нибудь обязательно побеседуем), но вот наличие персонажа низшей мифологии, призрака, с аналогичным названием никто не опровергает. И если эпитет мать света у богини зимы и смерти ещё можно попробовать растолковать пафосно-философски (воззвав, например, к латинскому выражению lux ex tenebris – свет из тьмы), то ночные духи, вызывающие у своих жертв дурные сны, на роль «матерей света» не годятся совершенно.

Ещё, кстати, я узнал, что Задорнов попросту состоял в дружеских отношениях с Алексеевым – вот и перенял у него РА-теорию, а вовсе не пришёл к ней сам (или почерпнул из альтернативного источника), что тоже пошатнуло состоятельность данной концепции в моём восприятии.

Далее я позволю себе небольшое отступление. Довелось мне поработать в одной организации, где сотрудники носят одинаковую одежду и оружие (пистолет в кобуре или автомат на ремне), строятся на плацу, там же подводят итоги минувшей смены (особых подробностей не ждите, не о том разговор). Ушёл я в свой первый отпуск, а когда вернулся – обнаружил, что за время моего отсутствия приняли пополнение, и в моей смене образовался новенький – приятный в общении весёлый мужичок (назовём его тРАктор... тьфу ты... Трактор). Нас с Трактором поставили патрулировать по сути один периметр, разбитый на две части, что позволяло потрепаться на границе маршрутов, а после 17:00 (когда убыло основное начальство) и вовсе бродить вдвоём (в целях борьбы со скукой). Трактор проявил себя милейшим собеседником, что положительно повлияло на моё настроение (ведь чаще можно было получить в «напарники» фрукта, который и двух слов связать не может, угрюм и уныл). А ещё на календаре 30 декабря, 31-го мы сменяемся, а обратно на работу 3 января (редкое явление, случается единожды в несколько лет!), с неба сыпет снежок, лёгкий морозец – красота! Но красота длилась ровно до отбоя (ночью положено по три часа сна на брата). Оказалось, весельчак Трактор, стоило ему принять горизонтальное положение, превращался в адского рычащего демона, не дававшего спать не только соседям по комнате, но и, когда бывал в ударе, всем в караульном помещении. Я наслушался многих храпунов, но этот решительно выпадал за грани добра и зла, создавая такое чувство, будто бы и не храпит даже, а орёт, насколько позволяют голосовые связки и лёгкие: «Р-РААААА!!! Р-РААААА!!!» (Наверное, РОДовая память пРАсыпалась, заставляя взывать к Ра!)

И вот как-то почти через год после той предновогодней ночи, когда я познакомился с особенностями нового сослуживца, дежурил я на КПП у входа на территорию своей достославной организации (КПП – по сути, только на бумаге, в действительности – ворота да неотапливаемая бетонная будка без двери, куда заходить постовому разрешается сугубо позвонить или взять ручной металлодетектор). А в караульном помещении спал Трактор, и я слышал его храп, несмотря на то, что от окна комнаты отдыха до меня – метров двадцать, все окна-двери закрыты по случаю холодной ноябрьской ночи, а стеклопакеты по части звукоизоляции неплохие. Этот дьявольский рёв меня по-своему веселил (я представлял, как нашего владыку вибраций костерят находящиеся в помещении – будить его, кстати, бесполезно, поскольку обратно выключается мгновенно и мгновенно возобновляет рык, разве что шпынять все три часа напролёт, но тогда парень начинает нецензурно браниться), а главное – время отдыха у нас с ним не совпадало. Повезло!

В общем, мерил я шагами протяжённость ворот с надоевшим автоматом на ремне, и тут мне пришла в голову мысль: а как можно объяснить с помощью РА-теории слово «хРАп»? Хана всякому РА? Несерьёзно... А если предположить, что сочетание букв Р и А обозначает не свет, а шум?

Ну-ка попробуем! Храп вписывается в сию новосочинённую концепцию? Запросто! А тРАктор? Света в нём нет (если только в фарах) а вот шум он производит! ФаРА? Конечно, свет она даёт, но крепится она к автомобилю, а тот шумит. РАдуга? Она бывает после дождя, а дождь шумит. ГРАд тоже шумит (и погодный осадок и город). КРАн? К свету он, может, и тянется, но опять-таки шумит (будь он водопроводный или строительный). РАдость? Когда радуются – зачастую шумят. КРАсота? Вокруг неё случается немало шума. КРАпива? Обожжёшься – и зашумишь. УРА? «Ура» кричат, а крик есть шум. РАссвет? Рассвело – и все зашумели. КоРА? Под ней тихонько жучки шумят. И даже одно непринятое в приличном обществе слово с РА, в котором совсем отсутствует свет (ну разве что лампочка в туалете светит) через РА-шум объяснить можно!

Играть со смыслами и словами можно очень долго, но к чему это я...

Упомянутый мною потомок «барона Олшеври» как-то приводил на одной из лекций апории Зенона (это такие парадоксальные суждения о движении и множестве одноимённого греческого философа). И мне больше всего запомнилась апория «Дихотомия». Вкратце и на примере... Вот читает сейчас мою статью некий человек. Возмущается, топает ногами и кричит, что я всё понимаю не верно, искажаю и вообще куплен с потрохами (масонами, иллюминатами, серыми, чешуйчатыми, пупырчатыми, серо-буро-козявчатыми – нужно подчеркнуть), а то и вовсе заслан с Нибиру как диверсант. Разбив в приступе гнева монитор об стену, некий человек решает выйти из комнаты. Для этого ему необходимо дойти до порога. А чтобы дойти до порога – сначала нужно преодолеть половину сего расстояния, а чтобы преодолеть половину – нужно преодолеть половину половины (и так далее до бесконечности). Вывод: некий человек не сможет выйти из комнаты, потому что не сможет дойти до порога, потому что не сможет одолеть половины расстояния до порога, потому что не сможет одолеть половины половины расстояния до порога (и так далее), поскольку расстояние бесконечно делится на два. Это и есть дихотомия – деление на два.

Это я к чему, уважаемые читатели... С помощью логики можно вполне себе обосновать самые нелепые вещи. Ведь выйти из комнаты – два-три шага сделать, а тут эвон какое обоснование... Так и с РА. Логика, упорство и непоколебимая вера в свою правоту – и, простите, сова натягивается на глобус.

Выше я привёл свою Ра-теорию – и она столь же состоятельная (я показал на примере игры со словами), как Ра-теория Алексеева, только совсем не популярна, потому что популярный писатель не впихнул её в свою книгу, а популярный юморист не подхватил и не понёс в массы.

Кстати, вовсе не обязательно, чтобы две буквы в слове вообще что-то обозначали – это ведь даже не корень слова.

В сети я встретил заявление, что русский язык – образный, а лингвисты всё понимают не так и построили ложную науку. Что такое образный язык? Само собой напрашивается, что такой язык, в две буковки которого можно впихнуть какой-то образ (ну типа как иероглиф обозначает целое слово). «Любопытно», – подумал я и вбил в поисковик: «русский язык образный». Подумал: «Ну сейчас я, наконец, получу хоть какое-то обоснование всему этому Ра!» Шиш! Обоснования не получилось: наш язык-де был всегда образным, природным, а потом у славян украли всеясветную грамоту, и лингвисты развели лже-науку... И везде одно и тоже. Я плюнул и засел набирать сию статью, которая на этой ноте и подошла к концу.

Благодарю за внимание!