Найти в Дзене
VESMIR-ИНФОРМ

Е.Прудникова о преследованиях священников после революции 1917 года: "Гонений за веру в советском государстве не было никогда"

Оглавление

«Гонений за веру в советском государстве не было никогда».

/Е.Прудникова, писатель и журналист/

Очень скользкую тему рискнула поднять на YouTube канале LEN.RU* известный петербургский журналист, автор нашумевших книг («Берия. Преступления, которых не было», «Последняя тайна Романовых», «Сталин. Битва за хлеб» и др.) Елена Прудникова: «Церковь и большевики. Преследования священников после революции 1917 года».

Е. Прудникова. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки
Е. Прудникова. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки

«В 90-е годы абсолютно всё, что происходило со священниками, было гонениями за веру, - подчеркнула в начале своего повествования Прудникова. - Ушёл священник из сана? Как же? Конечно же он не ушёл! Его арестовали и рас@треляли».

Но так ли всё было в действительности?

«Давайте всё-таки попытаемся разобраться, - призвала журналист, - что на самом деле происходило с Церковью во время Гражданской войны и несколько позже».

А для этого обратимся к истории:

Взаимоотношения между Церковью и государством в России всегда были непростыми. Время от времени между ними разгорались схватки за власть.

Победителем из них, как правило, выходило государство. А Церковь в ходе этих схваток русские цари, по выражению Прудниковой, «окорачивали».

Всё бы ничего, но в XVII-XVIII веке они с этим делом явно перестарались:

«Окоротили Церковь несколько больше, чем следовало».

«Пётр I , - напомнила журналист, - фактически устранил патриаршество». Высшим органом церковного управления стал Святейший Синод.

Пётр и Церковь. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки
Пётр и Церковь. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки

Церковь по итогам реформ Петра «даже отдельного министерства не удостоилась»! Её определили в Министерство народного образования.

Были, правда, в новом положении Церкви и свои плюсы:

Так, например, проблем с привлечением паствы не было.

«Паства была обязана ходить в церковь». Пётр I, как известно, принял указ об обязательном ежегодном причастии.

Но самый главный плюс, пожалуй, состоял даже не в этом, а в следующем: государство жертвовало в пользу Церкви огромные средства.

В итоге Церковь была богатой, но при этом она была рабыней. «… Рабыней верхушки общества», - сделала важное уточнение Прудникова. Именно это обстоятельство, по её мнению, и сыграло свою роковую роль в 1917 году.

Тогда «на защиту монархии встал один единственный епископ»!

«Все остальные, - напомнила журналист, - были либо лояльны Временному правительству, либо приветствовали свершившийся переворот».

Любопытно в этой связи, каким в новых условиях представляло своё будущее священноначалие Церкви:

«… Православная церковь (постановили на Поместном соборе в 1917 году) должна быть в исключительном положении. Глава государства и министр образования должны быть обязательно православными. Церковь должна иметь полное право учить детей в школах».

Таким образом, Церковь, констатировала Прудникова, хотела стать абсолютно свободной и в то же время сохранить за собой главенствующее положение.

«Собственно это не нравилось даже Временному правительству», - добавила она.

Так с чего вдруг такие планы Церкви должны были прийтись по вкусу большевикам?

Большевики хотели от Церкви лишь одного (этого же на их месте хотели бы и любые другие): лояльности. Их никогда не заботили вопросы веры. Советская Россия была государством светским.

Относительной лояльности от Церкви большевики в результате добились. Как? Изъяв её ценности.

После революции 1917 года. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки
После революции 1917 года. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки

При этом невинные жертвы среди священников (многие вследствие так называемого эксцесса исполнителя), конечно, были.

«Как же без них? – согласилась Прудникова. – Но… систематических гонений, исходящих от Ленина и из Кремля, - подчеркнула она, - не было».

Подавляющее число священномучеников (90%, по уверению журналиста) пострадали по политическим обвинениям, а не за веру. При этом списки этих священномучеников составлялись не в Советской России, а за рубежом.

«Единственный случай, когда священников действительно арестовывали за то, что они – священники, а верующих за то, что они верующие – это 1937 год», - признала Прудникова».

Но события этого года – это тема особая, требующая отдельного рассмотрения, объяснила она.

*LEN.RU - Ленинградское интернет-телевидение.

Читайте ещё:

В основу статьи положены материалы видео, представленного ниже:

Если наша статья оказалась для вас полезной, то вы можете поставить ей лайк.

Подписывайтесь на наш канал Vesmir-inform, чтобы не пропускать новые публикации.