В фондах Музейного комплекса города Казани (бывш. НКЦ "Казань") хранится немало уникальных экспонатов прекрасно иллюстрирующие историю и культуру государств, которые существовали на территории Татарстана.
В IX – X вв. по всей территории Восточной и Западной Европы начинают распространятся серебряные монеты Арабского халифата и мусульманских государств – дирхемы. Отдельные монеты и их клады находят на Средней Волге, в Поочье, Подунавье, в Скандинавии и даже в Западной Европе. Так что же собой представляет собой эта монета и что значит ее распространение по такой широкой территории. Идя по следам кладов куфических монет, можно безошибочно установить основные балтийские центры, откуда брал свое начало торговый путь на Восток. Это в значительной степени помогает при решении другого весьма важного вопроса истории средневековой волго-балтийской торговли – выяснению того, какие народы по преимуществу занимались этим промыслом, чьи корабли устремлялись вниз по Волге к берегам Кавказа и Ирана.
Дирхем представляет собой арабскую серебряную монету. Её название происходит от греческого слова «драхма». Дирхемы чеканили на крупных и тонких монетных кружках, центр монеты покрывала надпись, обычно там помещалось благочестивое изречение, дата по хиджре, место чеканки и имя правителя. Чеканка дирхемов началась в VII веке и осуществлялась в различных центрах Халифата: в Средней и Малой Азии, Закавказье, Иране, Месопотамии, Африке, арабской Испании, впоследствии и в Саманидском Иране.
Арабские монеты обобщённо называют куфическими (от «куфи» — стиля письма, распространённого в иранских городах ал-Куфе и ал-Баср, которым покрывались такие монеты). Исследователи выделяют омейядские и аббасидские дирхемы, соответственно, по названию правящих династий. Эти монеты начинают широко распространяться в когда появляются два государства Волжская Булгария и Киевская Русь. Это не случайно, в это время начинает формироваться Великий Волжский путь, ставший прообразом Великого Шелкового Пути.
«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии — Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.
Величественная Волга - Итиль, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами. Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.
Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.
Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Волжской Булгарии и Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.
Караваны купцов с одной стороны начинали свой путь на юге и юго-востоке, а с другой стороны шли с запада и северо–запада и они вместе встречались месте на слиянии Волги и Камы – Итиля и Чулымана в Волжской Булгарии. «Хазары и арабы торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как-то: соболей, горностаев, белок и другое," - так описывал торговые отношения волжских булгар с соседями арабский учёный Ибн Руста.
В начале X века Булгары являлись данниками хазар, однако стремились сбросить с себя ярмо иностранного владычества, для чего приняли ислам — для сближения с Арабским Халифатом, от которого ожидали поддержку. До второй половины Х в, у булгар не было крупных городов, обнесенных стенами, однако существовали крупные торгово-ремесленные поселения, такие как Измерский археологический комплекс. Во второй половине Х появляется крупнейший город Биляр, и в это же время строятся такие города как Сувар, Кашан, Булгар, Алабуга и др.
Для торговцев и путешественников Волжская Булгария становилась своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.
«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: с купцов взималась десятина - десятая часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Из множества городов Х-XI вв, выделялся внешний Булгар небольшой, но важный город, который был своеобразным речным портом, тем не менее, он был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо транзита, Волжская Булгария сама экспортировала продукты сельского хозяйства, рыбий клей, пушнину.
Волжский торговый путь шел вверх по течению Волги и через Оку выходил на Ладогу и Новгород и дальше шел в Скандинавию в Бирку крупнейший торгово-ремесленный центр Северной Европы. Часть караванов из среднего течения реки Оки выходила на верховья реки Дон и оттуда по степным рекам шла в Киев. Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.
Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся в Европу, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.
Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.
Однако к концу X века приток дирхемов в Волжскую Булгарию, русские княжества и в Северную Европу сокращается и к началу XI века и вовсе сходит на нет. Это обусловил ряд факторов, в первую очередь, междоусобные войны и истощение серебряных рудников на Востоке. В то же время изменения происходят и с самой торговой магистралью.
В 882 году Олег берёт Киев, перенося туда центр Древнерусского государства. В связи с возрастанием политического влияния Киева, всё бо́льшее значение приобретает Днепр, начинают налаживаться торговые отношения Руси и Византии. Сказался и разгром Хазарии Святославом Игоревичем
Великий Волжский путь в X веке всё ещё сохраняет своё значение, но постепенно путь из варяг в греки начинает доминировать, а Волжский путь становится уже региональным.
Куфические монеты окончательно исчезают из обращения на Руси в XI веке. Однако потребность Руси в монетах всё равно сохранялась, о чём свидетельствует введение в обращения западноевропейского денария взамен дирхема, а также попытки древнерусских князей наладить свою чеканку.
Литература
Херрман Й. Викинги и славяне. К ранней истории народов Балтики // Славяне и скандина-ВЫ. -М. Д986. -С. 40.
Петров A. M. Соотношение межазиатской и азиатско-европейской торговли в I-XIII вв. // Ближний и Средний Восток. Экономика, история. -М., 1976. -С. 60.
Фомин А. В. Начало распространения куфических монет в районе Балтики. -КСИА, 1982. -Вып. 171. -С. 17-18.
Калинина Т. М. Торговые пути Восточной Европы IX века // История CCCP. -1986. -№ 4. -C. 78.
Рыбаков Б. А. Торговля и торговые пути // История культуры древней Руси. -М., 1951. - Т. 1. - С. 317.
Смирнов А. П. Очерки из истории древних булгар // Труды ГИМ, т. Х1, Сб. статей по археологии СССР. -М.,1940. -С. 78.
Дубов И. В. Великий Волжский путь. -Л.,1989. -С158.