Найти тему
Твой альтернативный гид

Масонская пирамида в усадьбе архитектора Львова. Здесь управляли сознанием людей?

Двухэтажный особняк в тени фруктовых деревьев, на полях слышна грубая возня в кузнях, а в конюшнях раздается ржание родовых кобыл. Гуляя по разбитому в округе парку, проходя мимо каскада прудов или шумных лопастей деревянных мельниц, дворяне не задумываются, что под ногами у них проложена сложная система водоснабжения/водоотведения их поместья, через деревянные подземные водопроводы. А ещё больше они не задумываются, что скоро всей этой гармонии придет печальный конец.

Вышеописанные богатства ушедшей эпохи принадлежали именитому архитектору Львову. Местному зодчему, буквально определившему облик этого уезда, возведя множество своих творений в каждом уголке Торжокского района.

Николай Александрович Львов — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант.
Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду.
Современники называли Николая Львова «русским Леонардо»: он освоил строительство и поэзию, музыку и геологию. Но в первую очередь Львов был известным архитектором, автором Невских ворот Петропавловской крепости и здания Почтамта в Санкт-Петербурге; он также возвел «из земли» Приоратский дворец в Гатчине и Борисоглебский монастырь в Торжке.

Время неумолимо движется вперед, от прекрасного поместья остались лишь стены, заросший парк, да «масонская пирамида» (и то теперь закрытая на амбарный замок)… а общий облик богатой усадьбы с каждым годом всё больше напоминает руины, которые подойдут разве что любителям «элитной рухляди».

Усадьба Никольское-Черенчицы раньше была одной из самых знаменитых русских усадеб, настоящий образец для подражания. Обустройством своего родового гнезда Черенчицы Николай Александрович занялся в начале 1780х годов. Из более чем 20 построек сохранилось очень мало, давайте расскажу про них подробнее.

  • Храм Воскресения - одна из самых шикарных ротонд русской архитектуры
  • Усадебный дом был самым инновационным в конце 18 века
  • Четырехкамерная кузница из дикого камня на Петровой горе
  • И конечно погреб-ледник-пирамида.

Начну с истории про храм Воскресения.

Церковь при усадьбе строили в 1794-1804гг., но освещена она была уже после смерти великого архитектора. Львов, его супруга и несколько их поколений были погребены в усыпальнице. До 30ых годов здесь были надгробные плиты и стояли гробы, но жители этого села решили немного разграбить усыпальницу и вскрыли их. В одном гробу был кортик и один из варваров решил взять его себе, но нечаянно поранил себе бедро, в итоге умер от заражения крови.

Останки же семейства были распылены вокруг церкви и по всему усадебному парку.

Усадебный дом в ужасном состоянии, одни стены и особого внимания не привлекает. Львов строил свой главный дом почти четверть века. Но самое удивительное, что Львов так и не достроил дом по грандиозному плану, что подготовил для своего уютного гнёздышка.

Теперь самое интересное - пирамида! Впечатляющая трехъярусная постройка. Верхний ярус - свет и вентиляция, второй - наземный павильон, а нижний - ледник с арочным подземным входом.

Но есть версия, что пирамида использовалась не только для хранения вина, зерна и других запасов... по некоторым данным Львов был членом масонской ложи и в пирамиде проводились масонские ритуалы. Из записей Львова стало известно, что они изучали возможность управления невидимой энергией, если одновременно произнести заклинание 13-ю членами ложи, то можно влиять на сознание людей.

Четырехкамерная кузница из дикого камня на Петровой горе.

Кузница была построена одной из первых из усадебных построек, дата строительства приходится на 1783 год, помещение кузницы будто вросло в склон Петровской горы. В самой кузнице размещались наковальня и горн, у кузнеца была своя комнатка, которая хорошо отапливалась. И здесь был навес для ковки лошадей, помещения для хранения угля.

На Петровской горе архитектор Львов построил небольшой усадебный домик для своего друга Петра Лукича Вельяминова (дом не сохранился до наших дней). С его балкончика открывался живописный вид на парк и пруды.

Дорога от Торжка отвратительна, яма на яме, поэтому 25 километров покажутся вечностью.

Впервые мы там были три года назад, доступ был и в погреб и в усадебный дом. Сейчас все под замками, но можно заказать экскурсию.

Советую к посещению!
Никольское, Торжокский район, Тверская область📍