Найти тему
Белорус и Я

Тайна двух капитанов из Минской губернии

Оглавление

История Союзного государства

Два капитана из Минской губернии

На современной карте Арктики девять топонимов названы именами белорусов – генерала Андрея Ипполитовича Вилькицкого и его сына Бориса

Дизельный ледокол «Андрей Вилькицкий» спущен на воду в 2018 году
Дизельный ледокол «Андрей Вилькицкий» спущен на воду в 2018 году

В сентябре 1915 года обозреватель газеты «Новое время» Михаил Меньшиков присутствовал в Главном гидрографическом управлении России на отчётном докладе флигель-адъютанта Бориса Вилькицкого об итогах работы возглавляемой им экспедиции по арктическим просторам.

Андрей Вилькицкий руководил экспедицией по исследованию Карского моря...
Андрей Вилькицкий руководил экспедицией по исследованию Карского моря...

Спустя несколько дней в газете появилась статья «Сильные люди».

«Борис Вилькицкий – сын моего сослуживца в молодые годы, тоже известного учёного, моряка. Как жаль, что Андрей Ипполитович не дожил до триумфов своего сына-героя! Говорю – героя, ибо, помимо других прекрасных качеств, для совершения крупных дел мало одного героизма.

Долгое время гибель была тут правилом, благополучное возвращение – исключением. И вот оба полюса открыты, и не простым героизмом, а сочетанием его с современной техникой. Прежде гидрография русская… пребывала в полупараличе вследствие одной ужасной вещи: деньги были, но каким-то чудом они таяли в воздухе и исчезали.

Экспедиция Седова кончилась трагически, а экспедиция молодого Вилькицкого кончилась блестяще. Почему? Потому только, что на первую экспедицию пожалели средств, а на вторую не пожалели. Послали не одно судно, а целый небольшой отряд и суда дали хорошие, с сильными машинами и ледоломами, команду подобрали превосходную, припасов захватили с избытком, и радиотелеграф, и гидроплан. Героизм их был вооружён…»

Курс – на Северный морской путь

Ещё в 1763 году Михайло Ломоносов теоретически обосновал возможность плавания Северным морским путём. Тогда, утверждал Ломоносов, «России могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном».

Однако в практическую плоскость вопрос перешёл, по сути, только после поражения России в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Тогда з аметно активизировалась деятельность иностранных держав на Русском Севере, их целью было, по сути, разграбление богатств Сибири. Правительство Российской империи пришло к пониманию, что для укрепления обороноспособности страны и развития её экономики необходимо освоить Северный морской путь как альтернативу южным океанским трассам.

Задача грандиозная по своим масштабам и крайне сложная. Для её решения была создана специальная комиссия, которую возглавил начальник Главного гидрографического управления Андрей Ипполитович Вилькицкий, учёный, прославленный полярник, руководитель нескольких экспедиций по исследованию Карского моря и устьев Печоры и Енисея. Уроженец Минской губернии, которая так далека от северных морей.

Экспедиция 1913–1915 годов, подготовкой которой он занимался, навсегда войдёт в историю российской науки и мореплавания как «экспедиция века», а её руководитель Борис Андреевич Вилькицкий обретёт всемирную известность.

...а его сын Борис первым провёл суда Северным морским путём и открыл архипелаг Северная Земля
...а его сын Борис первым провёл суда Северным морским путём и открыл архипелаг Северная Земля

Экспедицию, рассчитанную на пять лет, готовили почти девять месяцев. В докладной записке на имя императора Николая II указали, что северный путь почти втрое короче южного, а «в случае успеха появится возможность в какие-либо 9 – 10 дней перебросить наши боевые силы в Тихий океан». Государь финансирование экспедиции утвердил.

На Невском заводе в Петербурге в 1909 году было построено два стальных транспортных судна ледокольного типа – «Таймыр» и «Вайгач» – водоизмещением 1,5 тысячи тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тысячи лошадиных сил. Экспедицию оснастили по последнему слову техники: суда оборудовали приборами для морской и береговой съёмки, магнитных, астрономических и гидробиологических наблюдений, изучения воды, воздуха и почв. Большинство приборов и оборудования, к слову, были изготовлены Андреем Ипполитовичем и его учениками. Из-за чрезвычайной сложности и опасности исследовательских работ оба экипажа набирали только из добровольцев.

Вклад Вилькицкого-отца в организацию безопасного прохода русского флота в арктических морях был высоко оценён ещё при его жизни. Долгие десятилетия его рекомендации, составленные им карты и изобретённые приборы использовались арктическими мореплавателями. И не только российскими.

Всю жизнь Андрея Вилькицкого интересовали неизведанные северные моря, он воспитал десятки учеников, которые продолжили его дело. Оба его сына тоже решили связать свою жизнь с морем. Увы, младший сын Юрий, юнкер мореходной школы, умер в 17-летнем возрасте, а имя Бориса встало в истории в одном ряду с отцом.

Везунчик Бобочка

Известен один-единственный случай, когда Андрей Ипполитович принял непосредственное участие в судьбе и карьере Бориса. «Я смею обратиться к Вам с просьбой устроить его к себе,  – писал он капитану 1‑го ранга Ивану Григоровичу, командующему броненосцем «Цесаревич». – Мечты его быть младшим штурманом, так как в сей науке он очень силен и любит её… Если Вы его к себе не возьмёте, я никого из командиров просить больше не буду. Пусть тогда его устраивает собственная судьба».

Всё в жизни Бобочки, как называли Бориса родные и друзья, получалось просто и легко. Учился средненько, но сумел поступить в престижный Морской кадетский корпус и успешно его закончить. В 1904 году, когда началась Русско-японская война, Борис служил адъютантом у коменданта Порт-Артура Григоровича, а затем в должности штурманского офицера «Цесаревича» участвовал в обороне Порт-Артура. Воевал недолго, был ранен в грудь, после лечения вернулся в Петербург и поступил в Николаевскую Морскую академию. Чтобы стать, как и отец, гидрографом.

Но и дальше Борису везло. Во время Первой мировой эсминец «Летун», которым он командовал, подорвался на мине, но каким-то чудом искорёженный корабль удалось дотащить до порта. Борис был награждён Георгиевским оружием. По воспоминаниям жены Вилькицкого – к этому времени он женился на фрейлине двора его величества Надежде Тихменевой. В марте 1917‑го в Кронштадте в Бориса стреляли революционные матросы: пуля пробила шинель, но он не был ранен.

Григорович, впоследствии назначенный министром морских путей России, говорил о Вилькицком-младшем: «Познания в морской и строевой службе прекрасные. Главное, видно любовь к службе и любознательность...»

Команда ледокола «Таймыр». Петропавловск-Камчатский, 1913 год
Команда ледокола «Таймыр». Петропавловск-Камчатский, 1913 год

Сквозь льды

Наверное, именно эти качества – любовь к службе и любознательность – в какой-то степени и позволили сделать Борису Вилькицкому открытие века. Перед гидрографической экспедицией, продолжавшейся с 1910 по 1915 год, была поставлена задача: разведать Северный морской путь и пройти по нему из Владивостока в Архангельск.

Двадцативосьмилетний Борис Вилькицкий был назначен капитаном «Таймыра». Но когда суда добрались до Камчатки, тяжело заболел начальник экспедиции Иван Сергеев, и командование по приказу из Петербурга принял Борис.

Поход проходил в тяжелейших условиях, часто приходилось дрейфовать во льдах. Решительные, а порой и рискованные нововведения Бориса Вилькицкого обеспечили успех экспедиции. Например, он разрешил судам автономное плавание даже вне зоны радиосвязи, что значительно расширило районы исследований.

Командующий экспедицией прилагал огромные усилия по сохранению команды, заботился о здоровье и бодрости духа её членов. Для офицеров и матросов проводились ежедневные прогулки по льду, организовывались футбольные матчи. По вечерам полярники устраивали любительские спектакли, слушали лекции по астрономии, физике, русскому языку и истории. И эти усилия не пропали даром: из 80 членов экипажа двух судов в родную гавань вернулись 77 человек.

...Утром 3 сентября 1913 года участники экспедиции увидели высокий скалистый берег, далеко уходивший за горизонт. Это был какой-то крупный остров, простирающийся на север. Высадились. Выяснилось, что это громадный архипелаг из четырёх больших и множества малых островов общей площадью около 38 тысяч квадратных километров. После прочтения приказа командующего экспедицией о присоединении открытой земли к России под трёхкратное «ура!» был поднят российский государственный флаг.

Моряки назвали эту землю Тайвай (в честь судов «Таймыр» и «Вайгач»), однако впоследствии высочайшим указом ей было присвоено другое название – Земля Императора Николая II. А в 1926 году, когда на острова всерьёз станут претендовать американцы, президиум ЦИК СССP подтвердит на них суверенитет нашей страны и архипелаг переименуют в Северную Землю.

…Между тем на Большой земле экспедицию считали пропавшей – связи с кораблями не было. И лишь когда на бескрайних просторах Арктики наши суда встретились с норвежским «Эклипсом», оснащённым более мощной рацией, в России узнали о том, что экспедиция жива!

Сентябрь 1915 года. «Таймыр» и «Вайгач» с триумфом прибыли в Архангельск.

Ледокол «Вайгач» в северных морях
Ледокол «Вайгач» в северных морях

Эпохальное открытие

«Я уже сделал несколько географических открытий. Но вот закрыть одну Землю (Землю Санникова), чтобы тут же открыть другую – такое удалось только Борису Вилькицкому. Как же не снять перед ним шляпу?» – написал в своём дневнике известный норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен после завершения этой «экспедиции века».

Открытие, сделанное экспедицией Бориса Вилькицкого, стало последним крупным географическим открытием ХХ века. Сам же он сделал скромную запись в своём дневнике: «В поисках Великого северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть мест, где ещё не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал…»

Помимо географических открытий, русским мореплавателям удалось совершить первое в истории сквозное плавание с одной зимовкой по Северному морскому пути, были созданы карты малоизученных акваторий, собрана обширная информация о течениях, льдах, атмосферных и магнитных явлениях.

Его называли «российским Колумбом». Об этом открытии писали газеты всего мира, Борису Вилькицкому приходили телеграммы с поздравлениями от известных географов и путешественников. Русское географическое общество, а также Швеция, Франция и Норвегия вручили ему свои высшие государственные награды. Николай II произвёл его в придворный чин флигель-адъютанта. Для участников экспедиции учредили специальный нагрудный знак, офицеров представили к орденам.

Царское правительство обратилось к правительствам «союзных и дружественных держав» с нотой о включении вновь открытых земель во владения России.

Возвращение на Родину

Октябрьскую революцию Вилькицкий не принял и вместе с белогвардейцами эмигрировал в Англию. А обстановка в Советской России в это время складывалась тяжёлая. Германские войска оккупировали Украину, в стране назревал голод. Из Западной Сибири зерно и другое продовольствие быстро доставить можно было только по Северному морскому пути. Борис Вилькицкий принял предложение советского правительства и возглавил Карские экспедиции 1923–1924 годов в Сибирь. По указанию Ленина на эти цели был выделен миллион рублей, а Троцкий подписал документ, разрешавший использовать любые суда, технику и оборудование Балтийского флота.

К 100-летию начала экспедиции Почти России выпустила юбилейные марки спортретом Бориса Вилькицкого и с ледоколами "Вайгач" и "таймыр"
К 100-летию начала экспедиции Почти России выпустила юбилейные марки спортретом Бориса Вилькицкого и с ледоколами "Вайгач" и "таймыр"

После успешного завершения экспедиций в Сибирь Борис Андреевич окончательно покинул Россию. Советское правительство трижды предлагало ему вернуться на Родину для продолжения работ по освоению Северного морского пути, но он оставил эти предложения без ответа. И тем не менее следил за успехами советских полярников и давал высокую оценку их исследованиям. Семья его распалась, служил Вилькицкий простым бухгалтером, жилось ему одиноко, и он захотел на склоне лет вернуться на Родину. Но не успел: 6 марта 1961 года контр-адмирал Борис Вилькицкий умер.

Возвращение на родную землю состоялось только спустя 35 лет. Известный российский писатель-маринист Николай Черкашин обратился к Правительству России с письмом, и 20 ноября 1996 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония перезахоронения праха Бориса Андреевича Вилькицкого. Рядом с могилами отца и младшего брата Юрия.

Сегодня на маршрутах Северного морского пути несёт службу самый мощный в мире дизельный ледокол «Андрей Вилькицкий», построенный по заказу «Газпромнефти» для развития программы «Время Арктики». К рёстной мамой судна стала праправнучка генерала Андрея Вилькицкого Ирина Тихомирова. В день торжественного спуска на воду ледокола она подарила капитану корабля икону Николая Чудотворца – покровителя моряков и путешественников.

Почему белорусов всегда так манили моря, географические открытия, исследования бескрайних территорий Севера? Может быть, потому, что при их любви к малой родине эти смелые люди всегда знали: они в кровном родстве с великими просторами Земли, которая считает их и своими сыновьями?

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

© "Союзное государство", № 6, 2013

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

ИСТОРИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Самый народный учёный Яков ПЕРЕЛЬМАН умер от голода

Кто одевал в меха императорскую семью

Из-за чего покончила с собой совладелица Елисеевского магазина

Потанин и Березовский реально пытались продать Сибирь США. Из истории России XIX века,

Княгиня Шаховская - женщина, достойная триллера

Семь интересных, но малоизвестных историй из жизни Хирурга и Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Профессор РГГУ Данилевский - о легендарности истории древней Руси

Как купцы Рябушинские опустили "Железный занавес" между Россией и Европой

Как самый скупой купец России весь мир удивил