Семейная пара. Умные интересные люди. Наблюдательные. Но эти качества касаются прошлого. Встретишься с ними, и начинается прокрутка «архивных» записей.
«Помнишь, как мы встречали 1990 год»? Всплывают подробности, давно канувшие в Лету. Где покупались продукты, что из них готовилось. Как дядя Степан перепил и новый год не встретил.
Вспоминаются школьные годы и институтская учеба. Поименно преподаватели и учителя. И характеры этих людей. Многих и на свете уже нет. Как проходили уроки, что на лекциях случалось. Как в седьмом классе за списывание учитель по алгебре двойку поставила.
Вспоминаются болезни прошлого. Их причины, как протекали и каковы следствия.
Особенно много нервной энергии тратится на какие-то проступки "тогда-то". Например, двадцать лет тому назад к мужу приехал одноклассник. Приехал на два дня, а остановиться негде. И вот тогда муж купил пару бутылок спиртного. Затем пошли «за догоном». Жена была против, а он не послушал. Купил все-таки. И ночью однокласснику стало плохо. Думали – помрет. Очень испугались. И эта история всплывает со всеми подробностями. Как будто все случилось накануне. И снова жена выговаривает мужу, и снова он неумело оправдывается.
А ты сидишь и думаешь: зачем?
Люди полностью в прошлом. Сегодняшние события неинтересны и тусклы. Они не трогают душу. А вот «дела давно минувших дней» до сих пор живы, и они пульсируют на венах нервов.
Предложишь им совершить поступок сейчас. И здесь. Например, в консерватории иногда поют студенты-вокалисты. Позовешь с собой. А они посмотрят с недоумением и скажут: «Мы и раньше оперное пение не слушали, и начинать нечего». И отвернутся.
Или расскажешь о каком-нибудь современном фильме. Пригласишь составить компанию. Они тоже плечами пожмут и скажут: «Вот раньше были артисты! Настоящие артисты! Только все они поумирали. А сегодня и смотреть нечего. Сегодня снимают убийства и порнографию». Спорить же бесполезно. Я всегда думал, что в споре истина не рождается. Просто у каждого свое убеждение. Да и как сравнивать Инну Макарову, например, с современной актрисой? Это дело даже не убеждения, а вкуса.
Такая позиция имеет право на бытие. Каждый живет так, как ему хочется. Но только при одном условии: если эта позиция не агрессивна. Впрочем, как и любая другая.
У них бывают недоразумения с детьми. Родители сравнивают поступки детей с событиями давно ушедшего времени. Они полагают, что истина была – тогда. А сегодня и ни серьезности, ни порядочности. И на этом столкновении вспыхивают ссоры.
То есть если ребята не послушают их, родителей, и ошибутся, то появляется не сожаление, что это случилось, а вспыхивает торжество: «Мы же тебе говорили»! Торжество их правоты.
Кабала прошлого. Плен. Тяжело иногда на свободу вырваться из объятий призраков. И осмотреться вокруг: жизнь изменилась.