Найти в Дзене
Амир Салахов

Внешний государственный долг России и его погашение

Оглавление

В современной мировой экономике внешний долг существует практически у любой страны. При этом на мировом рынке капиталов страны могут играть одновременно две роли - и кредитора, и должника. Но, как и любой долг, внешний долг страны порождает обязательство по выплате самого долга и процентов по ней. Кроме того большие объемы внешнего долга порождают отток крупных средств для его обслуживания, что ограничивает возможности экономического роста в стране. Чаще всего во внешнем заимствовании нуждаются именно те страны, которые не смогут обеспечить выплату достаточно крупного долга, поэтому в мировой экономике с развитием внешнего финансирования образовалась проблема внешнего долга. Внешний долг как глобальная проблема в мировой экономике является одной из наиболее острых и сложных проблем начала XXI в. Данная проблема актуальна как для мировой экономики в целом, так и для современной России в частности. Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами - одна из важнейших характеристик эффективности управления страной.

Внешний долг России и его сущность

Внешний долг России — обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Обычно под внешним долгом понимают общий внешний долг резидентов РФ (коммерческих и государственных структур). Иногда говорят только о государственном внешнем долге, то есть долге федеральных органов власти, Центрального банка РФ и субъектов РФ.

Официальным источником данных по истории, состоянию, структуре и планам платежей внешнего долга России является Центральный банк РФ.

Классификация внешнего государственного долга

Внутренний и внешний государственный долг - наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак - категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие.

-2

История возникновения государственного внешнего долга

Кредитная история России началась в 1769 году, когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена.

На протяжении всего XIX века и в начале XX века, расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX века правительство активно финансировало строительство железных дорог. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов.

Екатерина 2
Екатерина 2

Социально-экономические последствия внешнего долга

Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти. Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми падежными и высоколиквидными, поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты — высоколиквидные активы, приносящие доход.

Динамика и структура государственного внешнего долга РФ в современных условиях

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне.

Внешний долг разделяется на следующие структуры:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
-4

Существующие методы управления государственным внешним долгом

Целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального состояния между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным внешним долгом:

- сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне;

- сокращение стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ

МВФ- специализированное учреждение (валютный фонд) Организации Объединенных Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США.

Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на выполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США. Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства.

-5

Пути решения проблемы.

Для решение такой проблемы как погашение внешнего долга России нужно:

  1. Отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  2. Разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  3. Создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  4. Согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Итак, в этой главе мы выяснили как можно решить проблему с внешним долгом России.

-6

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся внешнего государственного долга РФ. В мировой экономике проблема внешнего долга является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI века. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современности.

Для России данная проблема столь же актуальна, так как после распада СССР нашей стране досталась большая часть советского долга, плюс к которому успела накопиться значительная сумма непосредственно российского долга.

Эффективность управления долгом находится в прямой зависимости от использования рыночных долговых инструментов. Однако в структуре российского суверенного долга на долю внешних облигационных займов приходится около 1/3 его общей суммы. На современном этапе размер внешнего госдолга РФ удовлетворяет критическим значениям. За десятилетний период Россия уменьшила величину своего внешнего долга более чем в 4 раза. Это связано с выполнением обязательств России перед кредиторами, в первую очередь перед международными финансовыми организациями. Россия активно использовала возможности досрочного погашения задолженности. Основываясь на данных фактах, можно отметить улучшение ситуации вокруг государственного внешнего долга Российской Федерации.

Несмотря на то, что Россия в последние несколько лет исправно выплачивала свой внешний долг, сложившаяся сырьевая структура экономики и зависимость размеров поступлений валютный ресурсов в страну от мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы, не позволяет гарантировать, что трудности с обслуживанием внешнего долга не возникнут в будущем вновь.