Доходность облигаций становится выше. Согласно данным Bloomberg, доходность 30-летних казначейских облигаций с поправкой на инфляцию недавно впервые с июня 2020 года поднялась выше нуля.
Этот рубеж реальной доходности не изменит картину для жаждущих доходов инвесторов - 0,03% за 30 лет вряд ли привлекателен, - но он знаменует собой сдвиг для рынков облигаций США. Доходность долгосрочных казначейских облигаций росла в течение последних нескольких месяцев. И до недавнего времени этот рост был почти полностью обусловлен прогнозами рынка по инфляции, поскольку инвесторы делали ставку на возобновление работы и более сильный экономический рост.
Но все повышение доходности долгосрочных казначейских облигаций на прошлой неделе (и соответствующее снижение цен) было результатом увеличения доходности с поправкой на инфляцию. Это может быть признаком того, что инвесторы начинают думать о сокращении усилий Федеральной резервной системы по смягчению мер.
По данным Bloomberg, доходность 30-летних казначейских облигаций выросла на 12 базисных пунктов, или сотых процентных пункта, до 2,13% на прошлой неделе. Это намного отставало от роста доходности 30-летних казначейских ценных бумаг, защищенных от инфляции (TIPS): они выросли почти на 20 базисных пунктов и закрылись выше нуля впервые с 9 июня 2020 года. И в понедельник они продолжили расти. Bloomberg - до 0,03%.
Тенденция сохраняется и для эталонных 10-летних казначейских облигаций, хотя их доходность с поправкой на инфляцию остается отрицательной. По данным Bloomberg, доходность 10-летних облигаций выросла на 13 базисных пунктов до 1,34% на прошлой неделе по сравнению с повышением доходности 10-летних TIPS на 20 базисных пунктов до минус 0,82%.
Основная сумма TIPS скорректирована с учетом инфляции, поэтому их доходность по сути является доходностью казначейства за вычетом прогнозов рыночной инфляции и служит ориентиром для реальной доходности Казначейства США. (Министерство финансов использует другое время закрытия для ставок, поэтому его данные отличаются от данных Bloomberg.)
Рост реальной доходности имеет значение по нескольким причинам. Первое и самое важное - это то, что он говорит о перспективах рынка в отношении политики ФРС. Стратеги Goldman Sachs обнаружили, что рынки теперь учитывают первое повышение ставки ФРС в середине 2023 года, а не в 2024 году, а затем несколько более высокие темпы роста.
Банк не слишком обеспокоен тем, что инвесторы делают ставку на то, что ФРС ужесточит политику так быстро, что это нанесет ущерб экономике, отчасти потому, что прогнозные индикаторы инфляции не сильно снизились. Если ФРС будет действовать слишком рано или слишком быстро, экономический рост замедлится, поэтому инвесторы, делающие ставку на политическую ошибку, увидят большее снижение инфляции.
«Этот тип движения обычно свидетельствует о том, что рынки начинают беспокоиться о превентивном ужесточении денежно-кредитной политики, [но] абсолютные уровни [прогнозов рыночной инфляции] по-прежнему достаточно высоки, чтобы нас это не беспокоило», - написали они в февральском примечании.
Их точка зрения подтверждается мягкими комментариями официальных лиц ФРС в последние месяцы. Официальные лица заявляют, что благодаря новому подходу к инфляции они позволят ценам расти быстрее, чем на 2% (их обычная цель), чтобы компенсировать низкую инфляцию во время рецессии.
И только в этом месяце председатель ФРС Джером Пауэлл заявил, что экономика США все еще «далека от максимальной занятости и стабильных цен» после того, как ковид-19 замедлил глобальную экономическую активность.
Стратегов TD Securities больше беспокоит баланс ФРС и то, когда она решит начать замедлять темпы покупки облигаций на 120 миллиардов долларов в месяц. Они не думают, что центральный банк даже начнет обсуждать этот шаг до начала следующего года, и прогнозируют, что ФРС начнет замедлять свою программу покупки облигаций в сентябре 2022 года.
Тем не менее в записке от 22 февраля TD сказали, что существует риск повторения «истерики» 2013 года, когда доходность казначейских облигаций резко выросла после того, как тогдашний председатель ФРС Бен Бернанке удивил рынки, обсудив замедление покупок облигаций.
«В целом, мы полагаем, что реакция рынка в долгосрочной перспективе может быть почти такой же, как в 2013 году» - написали стратеги. Хотя ФРС будет действовать постепенно и более контролируемым образом сигнализировать о замедлении темпов роста, они утверждают, что более высокое предложение долгосрочных казначейских облигаций и трещины на рынке казначейских облигаций, которые проявились в марте прошлого года, могут означать, что движение будет таким же большим, как и восемь лет назад.
«Мы думаем, что рынок рассчитан на сокращение в первом полугодии 2022 года и первое повышение к середине 2023 года; более ранний выход ФРС будет иметь серьезные последствия для всех классов активов» - пишут стратеги.
Это говорит об еще одной причине, по которой наблюдатели за рынком обеспокоены ростом реальной доходности: возможность того, что они могут нанести ущерб более рискованным рынкам. Если доходность облигаций США предложит альтернативу положительной доходности с поправкой на инфляцию, беспокойство вызывает то, что инвесторы начнут покупать облигации вместо акций или рискованных корпоративных кредитов.
Однако сам рынок облигаций может в конечном итоге затормозить любую распродажу рискованных активов, которую он может вызвать. Как отмечает Goldman Sachs, снижение доходности акций может подтолкнуть инвесторов к рынку казначейских облигаций, что приведет к снижению доходности, в то время как прогнозы инфляции останутся высокими. Это снова снизит реальные ставки.
“Более быстрая и крупная распродажа, чем мы ожидаем, особенно если она отражает большее ужесточение политики, скорее всего, будет саморегулирующейся, то есть приведет к ослаблению рисковых активов, что, в свою очередь, повлияет на доходность”- пишут стратеги.
Как ранее писал Barron's, облигации с высоким рейтингом могут стать еще большей жертвой. Что касается других рынков, инвесторы должны быть осведомлены, но не слишком осторожны.