Найти тему
Книга Фанфиков

Деконструкция жанра или как создается новый канон

Произведения, построенные на принципе деконструкции, появляются тогда, когда жанр исчерпал себя и требуется в существенной переработке, чтобы успешно существовать дальше. Именно такие работы, что в литературе, что в кино или комиксах, вдыхают новую жизнь в заросший шаблонами формат и превращают его в нечто принципиальное иное, снова способное пробудить интерес аудитории. Неудивительно, что новые правила, которые устанавливает деконструкция, становятся принципиальными для дальнейшего развития жанра. Так появляется новый канон!

Ярким примером такого в литературе может быть «Дон Кихот», в котором автор беспощадно деконструировал устоявшийся жанр рыцарского романа и внезапно сотворил новый архетип героический пары. То же самое по отношению к классической литературе о вампирах сделали романы Энн Райс, в частности «Интервью с вампиром». Ну, а самым главным можно назвать новый канон облика эльфов, который задал Толкин, деконструировав с опорой на мифы дохристианской эпохи, привычный устоявшийся образ крошечных фей. Теперь все, что привнесли эти произведения в свои жанры считается новым каноном.

Если говорить о кинематографе, то для жанра молодежного слэшера таким толчком стала серия «Крик», которая одновременно высмеивала штампы жанра и перерабатывала их в новые принципы ужасов подобного толка, задав множество трендов для них на годы вперед. «Хороший, плохой, злой» стал тем же для жанра вестерн, через деконструкцию классики, сам став каноническим культовым вестерном.

-2

«Мировая война Z» Макса Брукса стала примером удачной деконструкции, как в литературе, так и в кинематографе, перестроив зомби-ужасы с противостояния людей и ходячих мертвецов на развитие социума в условиях эпидемии и трансформации личности героев. С момента появления произведения мы наблюдаем множество похожих работ, так как это стало каноничным для всего жанра, превратив классические хорроры в социальные драмы с элементами ужасов.

В игровой индустрии тоже закономерно есть примеры деконструкций, вспомним «Half-Life», которая полностью перестроила привычный облик шутеров. Добавила полноценный сюжет, сделала реалистичнее уровни, а главным героем провозгласила не стереотипного военного качка, а ученого. После оглушительного успеха, появилась масса подражателей и игра превратилась в законодателя новых канонов.

Любая классика имеет свойство рано или поздно устаревать и надоедать штампованными решениями, которые диктуются правилами жанра. И тогда приходит время ломать шаблоны и создавать новый канон, через деконструкцию! Какие еще примеры подобного явления вы можете привести? Пишите в комментариях.