Произведения, построенные на принципе деконструкции, появляются тогда, когда жанр исчерпал себя и требуется в существенной переработке, чтобы успешно существовать дальше. Именно такие работы, что в литературе, что в кино или комиксах, вдыхают новую жизнь в заросший шаблонами формат и превращают его в нечто принципиальное иное, снова способное пробудить интерес аудитории. Неудивительно, что новые правила, которые устанавливает деконструкция, становятся принципиальными для дальнейшего развития жанра. Так появляется новый канон!
Ярким примером такого в литературе может быть «Дон Кихот», в котором автор беспощадно деконструировал устоявшийся жанр рыцарского романа и внезапно сотворил новый архетип героический пары. То же самое по отношению к классической литературе о вампирах сделали романы Энн Райс, в частности «Интервью с вампиром». Ну, а самым главным можно назвать новый канон облика эльфов, который задал Толкин, деконструировав с опорой на мифы дохристианской эпохи, привычный устоявшийся образ крошечных фей. Теперь все, что привнесли эти произведения в свои жанры считается новым каноном.
Если говорить о кинематографе, то для жанра молодежного слэшера таким толчком стала серия «Крик», которая одновременно высмеивала штампы жанра и перерабатывала их в новые принципы ужасов подобного толка, задав множество трендов для них на годы вперед. «Хороший, плохой, злой» стал тем же для жанра вестерн, через деконструкцию классики, сам став каноническим культовым вестерном.
«Мировая война Z» Макса Брукса стала примером удачной деконструкции, как в литературе, так и в кинематографе, перестроив зомби-ужасы с противостояния людей и ходячих мертвецов на развитие социума в условиях эпидемии и трансформации личности героев. С момента появления произведения мы наблюдаем множество похожих работ, так как это стало каноничным для всего жанра, превратив классические хорроры в социальные драмы с элементами ужасов.
В игровой индустрии тоже закономерно есть примеры деконструкций, вспомним «Half-Life», которая полностью перестроила привычный облик шутеров. Добавила полноценный сюжет, сделала реалистичнее уровни, а главным героем провозгласила не стереотипного военного качка, а ученого. После оглушительного успеха, появилась масса подражателей и игра превратилась в законодателя новых канонов.
Любая классика имеет свойство рано или поздно устаревать и надоедать штампованными решениями, которые диктуются правилами жанра. И тогда приходит время ломать шаблоны и создавать новый канон, через деконструкцию! Какие еще примеры подобного явления вы можете привести? Пишите в комментариях.