Найти в Дзене

Как помочь подростку сохранить свою индивидуальность?

Оглавление

Знаменитая фраза: «Если все с крыши будут прыгать, ты тоже прыгнешь?» говорит о том, что дети в определённом возрасте стараются влиться в локальные группы и быть похожими на тех, кого они считают лучше себя. В классической школе это проявляется очевиднее всего, и я много раз наблюдала, будучи педагогом, как дети совершенно упускают свою индивидуальность, стараясь быть как элита класса.

Это естественный ход событий, с одной стороны, но с другой, я всегда считала, что педагог — это наставник, который помимо общей цели — научить стандартной программе, должен помочь раскрывать таланты. Мне очень помогли преподаватели, увидев в изгое класса лидера, и большинству навыков я обязана трём своим учителям.

Своим детям я с первого класса старалась уравновешивать то, что не давали преподаватели. Я поясняла, что оценку ставит учитель, а значит, многое зависит от отношения. Мне не хотелось, чтобы дети гонялись за оценками, теряя интерес к своим хобби.

Проверяя качество знаний, я понимала, что меня устраивает их уровень обучения. Разумеется, я не способствовала их лени, просто не зацикливала их именно на школьных оценках.

Хотя, нужно сказать, что дети сами рвались к пятёркам, даже четвёрки воспринимались ими, как оскорбление. По этому поводу мы много беседовали дома, разбирали, почему им так важно получать именно пятёрки.

Моей целью было избавить детей от «синдрома отличника»

Потому как такие дети, и, в дальнейшем, взрослые всегда гоняются за оценкой окружающих, они не дают себе шанса на проигрыш, при этом теряют способность перестраиваться под ситуацию, общаться с людьми и в итоге остаются ни с чем. Они не умеют решать сложные ситуации, выкручиваться и договариваться.

Поэтому практика всегда показывала, что двоечники более успешны по жизни. Они не участвуют в гонке за престол, просто строят соседнее государство.

-2
Ситуация изменилась, когда дети перешли на домашнее обучение. Дома я не ставила им оценки за пройденный материал и тесты, мы рассчитывали процент выполненных заданий и, если он переходил ступень 70%, я считала, что тема усвоена.

Да, когда дети сдавали экзамены, там, как и раньше, получали классическую оценку своим знаниям, но воспринимали это уже иначе.

Из-за того, что система образования не приветствовала в тот момент такой вид обучения у детей, им приходилось выбирать: драться за оценки с системой или озадачиться переходом на следующую ступень. Дети выбрали второй вариант и отказались от золотых медалей. Я была этому рада, ведь их здоровая психика для меня всегда была приоритетом.

Надо отметить, что они отыгрались, закончив ВУЗы с красными дипломами. На мой вопрос, зачем им нужно было это, они сказали, что хотят сделать красные дипломы семейной традицией (просто у меня самой золотая медаль и два красных диплома). Я не трудилась в поте лица, чтобы получить свои дипломы, просто умела учиться и договариваться. Поэтому, пока дети обучались, я отслеживала стадию фанатизма. И так как она держалась на уровне нормы, я способствовала их стремлению к поддержанию такой традиции.

Как я относилась к самовыражению детей

1. С детства говорила им, что некоторые стадии экспериментов с внешностью и вычурным стилем одежды лучше пройти в подростковом возрасте, чем ждать, когда не пережитый протест аукнется после 40 лет в более неуместной форме. Поэтому разрешала им самовыражаться в одежде и внешнем виде так, как им хочется, немного регулируя этот процесс.

Эксперименты Алисы с внешностью и одеждой. Фото из семейного архива, ранее опубликованное
Эксперименты Алисы с внешностью и одеждой. Фото из семейного архива, ранее опубликованное

Так как мы с детьми всегда обсуждали всё, они сами спрашивали моё мнение, и мы вместе выбирали эпатажный стиль, не вредящий здоровью (я сама им шила яркие и странные наряды из хорошей ткани, красили волосы у специалистов, делали необычные стрижки и причёски тоже у мастеров). Как показывает опыт, эта игрушка проходит, и потом дети мне говорили: "Хорошо, что я наигралась в это тогда и теперь выгляжу нормально".

2. В доме приветствовались интеллектуальные дебаты и разные игры, к нам приходили мои друзья и друзья детей.

-4

3. Позволяла уходить с разных кружков, если они понимали, что это занятие не для них, и могли аргументировать почему. В некоторых случаях мы договаривались, что они отзанимаются определённое количество времени и, если их мнение не изменится, то они не будут продолжать.

Кожевенная мастерская Глеба. Фото из семейного альбома автора
Кожевенная мастерская Глеба. Фото из семейного альбома автора

Дома вся семья способствовала развитию хобби каждого из членов семьи: дарились разные тематические вещи, необходимые материалы, помогали оборудовать рабочее место, участвовать в соревнованиях и выставках.

4. Мы не делили занятия на «для мальчиков» и «для девочек», часто бывало, что сыновья хотели заниматься тем же, что и дочери (участвовать в съёмках, рисовать, шить). Мне нравилось, что у нас не было и нет этих границ в увлечениях, это помогло детям стать ещё дружнее.

Семейные выступления. Фото из архива автора, ранее опубликованное
Семейные выступления. Фото из архива автора, ранее опубликованное
Система в любом случае и всегда подразумевает классовость и деление, но мы, как родители, можем прилагать усилия и помогать детям легче переживать стадии протеста этой системе (во внешнем виде, странных или обычных увлечениях) и потом выводить детей на понимание себя и своей индивидуальности. Да, это не проходит просто, но зато всегда приводит к желаемым результатам, при должном терпении.

От редактора: отдельное спасибо дочери автора, Алисе Деляевой, за предоставление фотографий из семейного альбома.

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Мнение педагога: чем в наше время различается воспитание девочек и мальчиков в семье

5 идей досуга для сплочения семьи – советы многодетной мамы и бизнесвумен

Ребёнок зарабатывает: учиться или работать?

Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы:

Как учить иностранный язык: советы итальянского профессора и других педагогов

Статьи других авторов:

Почему важна адекватная самооценка?

Не делай этого, пожалуйста!

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО