Найти тему

Что это значит? Словарь художественных терминов. Часть 1

Оглавление

Начинающего художника могут поставить в тупик незнакомые слова на курсах или в каталогах магазинов для творчества. А может быть, вы присматриваете подарок другу, который любит рисовать? Поможет небольшой словарик арт-терминов, где мы собрали для вас названия материалов, техник рисунка и живописи. Чтобы не нарушать традиций канала, будем знакомить читателей с новыми словами постепенно – по «пятеркам».

Флейц, или флейцевая кисть

Широкая плоская кисть с довольно плотным и упругим ворсом. Помните классический #инструмент маляров? Подобная форма используется и в живописи, причем ее габариты зачастую близки к малярной кисти.

Флейцевые кисти применяют при работе всеми видами красок. Они хорошо подходят для техники «сухой кисти», когда на ворсинках остается так мало #краски, что она оставляет тонкие штрихи, а не густой мазок. Кроме того, такой кистью можно быстро смочить водой целый лист – за это флейц любят акварелисты, работающие в технике «по мокрому». Если увлажнять бумагу обычной тонкой кистью, края успевают подсохнуть, пока вы обработаете всю площадь, и краска ляжет неравномерно.

Слева - набор малярных кистей, справа - художественных:)
Слева - набор малярных кистей, справа - художественных:)

Мастихин

Инструмент для нанесения густых красок, таких как #масло или #акрил. Внешне он напоминает лопатку или «мастерок». При помощи мастихина получают объемные, фактурные мазки, а мелкие детали затем добавляют кистью.

«Лопатки» мастихинов имеют разную форму: треугольник, ромб, овал. Интересно, что этот инструмент изначально использовали для очистки палитр, смешивания красок или «соскребания» красочного слоя с холста. Но #художники быстро обнаружили, что этим «ножом» можно наносить краску и придавать картинам особое настроение – немного стихийное, размашистое, свободное.

Пробуя силы в работе мастихином, следует помнить, что густо нанесенная #краска сохнет дольше, и фактурная поверхность требует бережного обращения.

Вдохновляющие примеры работы мастихином - красочные картины Леонида Афремова. Например , его "Лондон. Биг Бен"
Вдохновляющие примеры работы мастихином - красочные картины Леонида Афремова. Например , его "Лондон. Биг Бен"

Этюдник

Этот предмет часто путают с мольбертом, но их легко различить: мольберт представляет собой опору для холста или бумаги (максимум – с небольшой полочкой), а этюдник – это, по сути, ящик на ножках. Его крышка при откидывании может превращаться в #планшет, на который крепится лист, а в ящик складывают все необходимые #арт-принадлежности.

Этюдники удобны для выездов на пленэр, так как сочетают в себе и переносной мольберт, и художественную папку. Как правило, они оснащены складными ножками и удобны в переноске. Для устойчивого размещения на земле ножки иногда заостряют.

Удобная вещь!
Удобная вещь!

Пленэр

Рисование на природе. Этот красивый термин пришел к нам из французского языка и означает «открытый воздух» (En plein air). Художник творит не в стенах мастерской или студии, а выезжает непосредственно в ту местность, которую хочет запечатлеть на картине.

Пленэрная живопись – это прекрасный опыт, возможность «ухватить» изменчивость природы. Это достаточно сложно: время работы ограничено, особенно на восходе и закате. Поэтому зачастую на выезде создаются этюды или наброски, которые живописец затем дорабатывает в мастерской.

Несколько советов для новичков, которые желают приобщиться к пленэрной живописи, мы давали в этой статье.

Эти картины написаны на пленэре: "Заросший пруд" (Валентин Серов) и "Пшеничное поле с кипарисом" (Винсент Ван Гог)
Эти картины написаны на пленэре: "Заросший пруд" (Валентин Серов) и "Пшеничное поле с кипарисом" (Винсент Ван Гог)

Клячка

Особый вид ластика. В отличие от классической стирательной резинки, имеющей вид твердого бруска, клячка похожа на пластилин или густое тесто. От нее можно отрывать кусочки, разминать их, придавать любую форму и использовать многократно.

Обычный #ластик действует как абразив и может повредить верхний слой бумаги, сняв его вместе с карандашным штрихом. Клячка действует по-другому: она «вбирает» в себя графит. Именно поэтому она со временем темнеет.

Если нужно стереть #штрих с небольшого участка, клячку используют как ластик, протирая ею поверхность бумаги. Если же требуется осветлить большие области – например, сделать набросок еле заметным перед работой акварелью – из массы лепят «колбаску» и катают ее по бумаге, пока не будет достигнут нужный результат.

А когда-то студенты использовали вместо клячки хлебный мякиш!
А когда-то студенты использовали вместо клячки хлебный мякиш!

В следующей части вы узнаете, что блендер – это не только кухонная техника, «тройники» применяют не только сантехники и электрики, и что означает странное слово «сплендер».

Подписывайтесь на канал, чтобы первыми ловить подборки-пятерки! А пока почитайте другие статьи: