Старший наследник султана Сулеймана позиционировал себя, как человека благородного. На этом основании шехзаде и не счел нужным ковыряться в себе в поисках причины своих ошибок.
Действительно, человеку, считающему себя идеальным, самоанализ не требуется. Сам он совершить ошибки не может. Если таковое произошло, то по вине окружающих. Они неправильно видят Мустафу, не с той стороны на него смотрят. Отдельные пресмыкающиеся даже специальные козни строят, чтобы идеал ошибся.
После каждого удара об угол наследник пытался доказать повелителю благородство своих помыслов. Если что-то пошло не так, то исключительно по независящим от него обстоятельствам.
На самом деле благородство у Мустафы было в дефиците. Но для его позиции любящего брата оно было особенно необходимо в виде довеска к мифической братской любви.
В эпизоде ранения Мехмеда в Манисе у Мустафы отчетливо видно только одно желание – оправдать себя. Хорошо различим страх не за брата, а за себя любимого. «Как бы папа не подумал, что это я покушался на Мехмеда».
Что будет с самим Мехмедом, Мустафу не сильно волновало, да и не должно было волновать. Соперника подстрелили, и фиг бы с ним. Скверно лишь то, что это произошло в санджаке любящего брата.
Мустафа изначально поставил перед собой сверхзадачу – бороться с братьями, имитируя любовь и поддерживая в них чувство обожания по отношению к себе. Для этого необходимо было изображать благородство.
Человек, искренне любящий брата, будет переживать за его жизнь. Мустафа же сидит с мамой и разбирает, стоят ли за выражением повелителя лица козни Хюррем, и как вообще папа мог заподозрить своего милого мальчика в покушении.
Шехзаде полностью нацелен на оправдание себя, доказательство собственной непричастности к происшествию. Мехмет вторичен для этого, якобы любящего, брата.
В этом эпизоде подвиг во имя любви был совершен Мехмедом, он кинулся закрывать собой Мустафу. С точки зрения путешествия к трону этот поступок был весьма неразумным, но благородным.
Мустафа пока еще занимает якобы отстраненную позицию и в отношении матери. Он даже требует ответа, не могла ли она быть причастна к инциденту с Мехмедом. Интересно, что сделал бы наследник, если покушение организовала Махидевран Султан?
Позднее шехзаде будет уже открыто выступать в своих интересах вместе со своей валиде. Разумеется, так, чтобы братья об этом не узнали.
За мифом о болезни Рустема стоят Махидевран и Мустафа. Легенда создана творческими усилиями этого дуэта. Оба были весьма опечалены после известия о том, что покушение на жениха Михримах не удалось.
Где же любовь к сестре и кровные узы, которыми так любил размахивать Мустафа? По отношению своим интересам, он и Махидевран все делали правильно. Рустем относится к вражескому лагерю детей Хюррем, такой скрипач не нужен старшему наследнику.
Но постоянно выкрикивать «Да как вы могли подумать!» мог только человек, утративший понятие благородства. Либо ты стремишься к цели, не думая, как это отразится на соперниках, либо с честным лицом и в белом плаще остаешься на месте.
Мустафе удавалось затуманить мозги братьев своими клятвами верности и заверениями в вечном союзе, который невозможен. Расчищая дорогу себе, он любил еще и укорять братьев кознями их матери. Как дополнительный прием воздействия, это работало очень неплохо, усиливая комплекс вины сразу у троих шехзаде.
Отсутствие благородства было заметно не только по отношению к врагам, коими были братья Мустафы, но и к простым жителям Манисы. После спасения мальчика от пиратов благородный рыцарь по идее должен был исчезнуть, блеснув брошью, по которой его смогут опознать в дальнейшем.
Шехзаде не таков – он гордо прошествовал по всему городу, в сопровождении роты почетного караула, роль которой сыграл Ташлы Джалы. Только после прослушивания хвалебных од в свой адрес, Мустафа передал спасенного мальчика отцу.
Можно привести массу примеров неприглядного поведения этого шехзаде. Это и реакция на смену санджака, и торжественные шествия в столицу в сопровождении янычар, расставание с Еленой и многое другое. Все, что сам Мустафа считал верхом благородства, относится скорее к позерству, желанию показать себя в выгодном свете и с интересного ракурса.