Найти в Дзене

О Новосибирском троллейбусе начистоту

Оглавление

Извините, это будет лонг-лонгрид (длинное-длинное чтиво). Новосибирский троллейбус находится в очень плачевном состоянии (сам пользуюсь - инфа 146%) и хочется полноценно излить всю накопившуюся боль.

Большинство троллейбусов на маршруте №2 выглядят именно так.
Большинство троллейбусов на маршруте №2 выглядят именно так.

Что случилось с троллейбусом в Новосибирске?

По состоянию на начало прошлого года средний возраст новосибирского троллейбуса – 20 лет, износ – 92,8%. К сожалению, эти скорбные цифры верны. На сегодня в городе четыре троллейбусных предприятия. И техническое состояние транспортных средств, конечно же, требует постоянного обслуживания, увеличения постоянных затрат на запчасти и т. п.  А вопрос обновления троллейбусного парка также стоит достаточно остро

сообщил заместитель мэра Олег Клемешов, выступая в августе 2020 года на радио «Городская волна». Но Новосибирская администрация уже подготовила «план спасения» в виде «Комплексной схемы организации дорожного движения Новосибирска на 2020–2034 гг.» (но об этом в другой раз).

оригинал на ksonline.ru
оригинал на ksonline.ru

Тем временем Новосибирский троллейбус:

На 26м троллейбусе под женщиной печка взорвалась, никто не пострадал, кроме обгоревшей дорогой шубы этой женщины. Но было очень страшно

Мой личный опыт: осенью 2020 года в одном из троллейбусов по маршруту №2 протекала крыша. Прям лилось с потолка и половина сидений были мокрые. Этот троллейбус попадался мне раза три в разные дни.

типичный троллейбус в Новосибирске
типичный троллейбус в Новосибирске

Между прочим, подвижной состав очень сильно страдает от реагентов, которые обильно высыпаются на наши дороги зимой.

Кстати, небольшое личное наблюдение - самые чистые, аккуратные и целые троллейбусы ходят по Красному проспекту. К чему бы это? :)

Весь хлам: трамваи, троллейбусы, автобусы в Новосибирск везут. Другие города избавляются, зато наши коллекционируют

Всё что могло проржаветь в наших троллейбусах давно проржавело. Стены обклеены самой разношерстной рекламой, зимой в большинстве холодно, а летом, соответственно, жарко. Окна всегда либо грязные, либо замерзшие.

в самолёте на последнем ряду, возле туалета, с не откидывающимся сиденьем, места для ног гораздо больше.
в самолёте на последнем ряду, возле туалета, с не откидывающимся сиденьем, места для ног гораздо больше.
Раньше дороги свободные были, народу на остановках много было — работай не хочу, — сетует водитель. — А сейчас ужас что творится. Весь день в этих пробках стоишь и стоишь.

вспоминает водитель троллейбуса с 37-летним стажем Анастасия Кузякина (статья НГС).

А между прочим в 2003 году новосибирский троллейбус перевозил 131,8 млн. пассажиров в год. А в 2018 всего 50 млн. в год.

Ещё одно проблемное место Новосибирского транспорта - кондукторы. Кондуктор получает с одного билета 1 рубль 15 копеек. Выполненная норма в 650 билетов — это плюс 40% к оплате. Если трудиться как следует, то в месяц выйдет не менее 30 тысяч. Т.е. кондуктор на свою работу замотивирован непосредственно рублём.

Но, как и в 1960-е годы, сегодня в депо всё также ощущается нехватка кондукторов и причин тому слишком много:

  • трудный график (6:40 - 17:00)
  • некомфортные условия (тесный транспорт, холодно/душно, много людей)
  • конфликтная работа
  • пробки (остановки в туалет только на конечных, обед по расписанию, рейс опоздал - без обеда)
  • низкая оплата труда
  • штрафные санкции (если сжалился над пассажиром - оплачивай из своих)
  • нужно запомнить кто рассчитался а кто нет
  • на ногах всю смену
  • продираться сквозь толпу в часы пик.

Хотели бы вы за такую работу 30 тысяч в месяц? (если, конечно, план выполните)

"железный трон" кондуктора в большинстве троллейбусов Нска
"железный трон" кондуктора в большинстве троллейбусов Нска

Один день из жизни кондуктора (журналист НГС провела эксперимент):

Третий час дня. Отсчитываю время до конца рабочей смены — бесконечно долго. Спина не разгибается. Голова идет кругом, подташнивает. Желудок выкручивает. Вижу Центральный парк. Вспоминаю, что дома остался приготовленный борщ. Отдаю терминал кондуктору, объясняю: схожу на обед и вернусь. Как раз успею к четырем, когда поедут в депо и вернутся считать сдачу.
— Устала? — немного насмешливо улыбается моя наставница. — Не вернешься. У нас молодые все так. Недавно девочка твоего возраста день отработала и ушла. Просто не вернулась в депо. Так и получается, что молодых почти нет. В основном преклонного возраста работают. Зато пожилых много. Есть женщина, ей 82 года , а она всё работает.

Беда не приходит одна

Помимо самих вагонов устарела и инфраструктура. Троллейбусные контактные сети не модернизировались десятилетия - отсюда низкая скорость при переходе через стрелки, что существенно влияет на общую скорость прохождения маршрута.

А ещё на на опорах контактной сети несознательные граждане постоянно размещают своё оборудование. При этом работники ГЭТ обязаны его не просто демонтировать и продать или использовать в своих нуждах, а хранить в течение 6 месяцев.

Ещё одна проблема с движением «рогатых» - перегороженная полоса. Правда, давно уже есть троллейбусы с запасом автономного хода, и в Новосибирске в 2021 году (согласно комплексной схеме организации дорожного движения города на 2020–2034 годы) их должно быть 48 штук.

Также существенно влияет (помимо пробок, конечно же) посадка/высадка пассажиров. Попробуйте сами быстро подняться по этим невероятным ступенькам и пролезть в узкие двери (которые открываются при этом ещё наполовину). А зимой? А если вы пенсионер или мама с коляской? В современных моделях этих проблем уже нет.

ширина дверей - "полтора землекопа", высота ступенек - для занятий кроссфитом
ширина дверей - "полтора землекопа", высота ступенек - для занятий кроссфитом

Но самая проблемная проблема - отсутствие достаточного кол-ва выделенных полос для общественного транспорта. Отсутствие на большинстве маршрутов возможности двигаться независимо от пробки существенно снижает привлекательность передвижения.

В депо дела обстоят не намного лучше, чем на линиях. На сайте МКП "ГЭТ" открыт приличный список вакансий - 54 вакансии на 02.02.21!

Проблема другого характера: из 14 городских троллейбусных  маршрутов наиболее востребованы шесть (№ 24, 23, 22, 8, 7, 5). Из 14 востребовано 6! Значит пришло время пересмотреть маршрутную сеть. Ведь она практически не развивалась, в отличие от города. Значит 8 маршрутов либо убыточны, либо работают в 0, в лучшем случае.

Короче, проблем у Новосибирского «рогатого» просто завались. Но даже при всём этом время движения по маршруту «Зоопарк» - «Новосибирск-Главный» составляет (со всеми перечисленными проблемами) 13-15 минут!

А изначальный принцип построения большинства маршрутов Новосибирского троллейбуса - не дольше 30 минут (и это с учётом не оптимально продуманных маршрутов).

Пофантазируем?

Представьте Новосибирский троллейбус недалёкого будущего:

1. Низкопольный, с широкими дверьми, с большими чистыми и не замёрзшими окнами, с климат-контролем, с удобными сиденьями, usb-разъемами для подзарядки и wi-fi, светлый, тихий, быстрый, просторный, без кондуктора, с местами для велосипедов и инвалидов, с автономным ходом. Например, такой:

2. Выделенная полоса для движения общественного транспорта и модернизированная контактная сеть.

-8

3. Оплатив поездку на троллейбусе можно совершить бесплатную поездку на следующем муниципальном транспорте любого вида в течение 30 минут, после первой поездки.

4. Добраться от остановки «Городской аэропорт» (Заельцовский) до «Ленинградская» (Октябрьский) преодолев 21 остановку за 25 минут.

11 километров сквозь городские пробки
11 километров сквозь городские пробки

тем временем тот же маршрут на машине сегодня:

59 минут. но в объезд конечно же можно и за 50 доехать!
59 минут. но в объезд конечно же можно и за 50 доехать!

Обратите внимание на надпись "без пробок = 19 минут" :)

5. Сохранить нервы, деньги за бензин, чистый воздух, не опоздать на встречу и получить +100500 в карму.

ЭПИЛОГ

Но наши фантазии разбиваются о суровую реальность. Вот, например из свежего - Москва полностью отказалась от троллейбусного сообщения, заменив его электробусами. Оставшийся парк машин столица естественно будет передавать другим городам.

Но троллейбусы от которых отказалась Москва нам не достанутся, а достанутся из Твери, которые уже 11 лет эксплуатируются:

Троллейбусы из Твери. Автор: АСТ-54
Троллейбусы из Твери. Автор: АСТ-54

А московские получат Ростов, Нижний Новгород, Воронеж, Саратов, Балаково, Новокуйбышевск, Кострома.

Хотя в том чтобы донашивать за Москвой тоже нет ничего, прямо скажем, хорошего. Дело в том, что столичные троллейбусы могут оказаться слишком продвинутыми для нашего МКП «ГЭТ». Это не шутка - подробно о проблемах использования московских троллейбусных «обносков» можно почитать тут (автор в этом явно разбирается).

С другой стороны - тверские «бэушки» то к нам едут. А новые мы всё также не покупаем. Почему другие города получают московские троллейбусы и новые трамваи, а третий город страны нервно курит в стороне? У меня есть три версии, две из которых конспирологические.

Версия №1. Слабое Новосибирское лобби в Москве.

Версия №2. Москва обиделась на Новосибирскую власть (партийное расхождение и всё такое).

Версия №3. В Москве считают, что мы не предлагаем достойных проектов развития транспортной системы. Или делаем что-то не так.

Версия №4 (вне конкурса). Мы достаточно удалены от столицы.

Выберите на свой вкус или предложите свою в комментариях.

-12

Подписывайтесь чтобы не пропустить материалы про транспортную революцию двух столиц и о том, «как спасти Новосибирский электротранспорт».