2020 год обозначил новую проблему на российском рынке: снижение доходов населения резко ускорилось и достигло рекордных отметок. Вместе с тем, продукты начали дорожать и показали самую высокую динамику за все прошедшие годы с момента завоевания рынка Магнитом и Пятерочкой.
Разумеется, это не могло не сказаться на поведении покупателей. Во-первых, они стали больше экономить, а также быстро прорезался новый тренд, продиктованный ограничениями модели весны-2020. Россияне стали реже посещать магазины и делать более крупные покупки.
Об этом, по очереди публикуя финансовые отчеты, сообщили все крупнейшие торговые сети. Они забыли упомянуть о том, что средний чек рос преимущественно не за счет крупных покупок, а благодаря общему подорожанию продуктов. Так или иначе, но тратить за один визит покупатели стали на 10-15% больше. И для многих это стало критичным.
Не удивительно, что ряд покупателей стал "отваливаться" - переходить в более демократичные форматы. А поскольку пострадали от кризиса больше остальных самые бедные покупатели (то есть клиенты Магнита и Пятерочки), то и переходить они стали в жесткие дискаунтеры.
По данным на начало 2020 года в России таких было по пальцам пересчитать: федеральная сеть Светофор родом из Сибири, но успешно добравшаяся до центральной России и даже Москвы, более мелкие региональные сети вроде Доброцен и все.
Крупные игроки решили это исправить. Тем более что повод появился более чем существенный - россияне стали терять доходы и пересматривать свои потребительские привычки.
Так появилась сеть жестких дискаунтеров "Чижик" от владельца Пятерочки, затем "Моя цена" - от Магнита и, наконец, "365+" от Ленты. Ритейлеры вообще с оптимизмом смотрят на свои новые детища, хотя и не инвестируют активно в их развитие, очевидно чего-то выжидая. В случае если общий экономический фон будет улучшаться, а доходы россиян расти - очень может быть, что проекты будут свернуты и быстро забыты. Но скорее всего, учитывая то, как продвигается 2021 год, популярность формата будет только расти.
Тот же "Светофор" рекордно наращивает выручку, продавая самые базовые и дешевые продукты прямо с паллет. В прошлом году некогда скромная российская сеть с успехом открывала магазины для бедных и в Германии, и в Румынии. А в этом году уже выходит на рынок Испании.
Кстати, как вам идея не обслуживать покупки на сумму от 300 рублей? Это не противоречит всем мыслимым законам и правам потребителя?
В России же после запуска сети "365+" в ходу стал набирать популярность термин "нищемаркет" - именно так пользователи в сети начали называть магазины популярного формата жесткого дискаунтера. Устоится ли этот термин, во многом будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация на продуктовом рынке в целом.
Пока же Пятерочка и Магнит куда больше заинтересованы в развитии и модернизации постоянно устаревающих форматов магазинов у дома.
Кстати, сегодня стало известно, что у "Чижика" уже пять магазинов, в том числе первое открытие состоялось за пределами Москвы и Подмосковья. Решение о развитии и масштабировании сети будет принято, кажется, осенью 2021 года.