( Греч . Hypapante от. Hypapantao - встречаться, встречаться, произносить: Srietienije Gospodnie )
Икона Сретения Господня похожа на развернутую книгу, где на одной странице мы имеем конкретное изложение Ветхого Завета, а на другой - объявление Нового Завета и Нового Завета, а средняя часть занята Бог, присутствующий в образе храма в Иерусалиме.
Мы являемся свидетелями исторической сцены, когда - согласно иудейскому обычаю, основанному на Моисеевом законе - в Иерусалимском Храме, через сорок дней после рождения, первенец Сын представляется Богу Марией и праведным Иосифом. Санкт-Петербург старик Симеон и пророчица Анна (единственная женщина-пророк, присутствие которой записано в Ветхом Завете). На иконе запечатлен момент, когда Иисуса, переданного Богородицей, уже обнимает святой священник. Руки Марии, больше не держащей Младенца, все еще протянуты к Нему, и их прикрытие краем мафориона и мягкий наклон фигуры свидетельствуют о жесте смирения, в котором она кланяется своему Божественному Сыну и соглашается с судьбой, объявленной ей Симеоном: «И пронзит твой меч душу, и откроются помыслы многих сердец» (Лк 2:34).
Свидетели Сцены Сретения - праведный Иосиф и пророчица Анна, чаще всего держащие в руке свиток с ветхозаветными пророчествами, возвещающими о пришествии Мессии (в одних редакциях свиток свернут, в других - развернут). Святой Иосиф стоит за Богородицей и держит двух горлиц, готовых к жертвоприношению. По закону (Левит 12: 6-8) после рождения ребенка в храм должен был приносить ягненок для всесожжения и жертвы за грех, и только самые бедные могли принести жертву птице. Тот факт, что в сцене Сретения Господней изображены горлицы, напоминает нам, что Богочеловек родился в скромной семье, далекой от мира земли. Обращает на себя внимание позиция Жениха Иосифа, явно отличающаяся от той, которая известна по иконе Рождества, где он был встревоженным человеком, склонился к земле в тревогах и сомнениях относительно обстоятельств рождения Сына своей жены, искушаемый сатаной. Теперь мы видим стоящего, решительного, динамично идущего прямо за Марией человека, который уже принял решение, что он будет земным отцом Божественного Сына.
Старик Симеон с обожанием и нежностью смотрит на Младенца, которого держит на руках, и нам кажется, что мы слышим из его уст не только слова из Евангелия от Луки: «Вот, этому суждено падение. и восстание многих в Израиле, и как знамение, которому они будут противостоять ", но также слова Тропаря Свенты:
- Богородица Богородица
- Потому что он сиял из вас
- Солнце справедливости
- Христос Бог наш,
- Источники света в темноте
- Радуйся, а ты, старик,
- Который ты взял на руки
- Освободитель наших душ,
- Даруя нам воскресение.
У престарелого священника руки покрыты мантией, что на иконах всегда означает жест уважения и смирения (также, особенно в более древних изображениях, можно увидеть облаченные руки святых иерархов, держащих Евангелие). Я не чувствую себя достойным с моими руками, которые косвенно запятнаны человеческими грехами, прикоснуться к Сыну Божьему.
Икона «Сретение Господня» привлекает внимание своей необычной по сравнению с другими композицией. В центре спектакля, как обычно, изображен не Иисус или Его Мать, а фрагмент Иерусалимского Храма, а точнее купол (иногда балдахин), опирающийся на четыре колонны, то есть символический Шатер собрания, где хранилась величайшая святыня - Ковчег Завета и манна, которую Бог накормил народу Израиля на пути через пустыню. Перед ней представлен Христос, который приносит Новый Завет и сам становится божественной пищей в евхаристическом таинстве, где он предлагает Свое Тело и Кровь.
Двусторонность и двусторонность составляют ось смысла иконы, которая не только представляет исторический момент, зафиксированный в Евангелии, но - и это самое главное в нем - выражает его суть.
Есть ветхозаветные фигуры Анны и Симеона, которые дожили до исполнения Закона. Это знак того, что эпоха заканчивается. Есть также Христос, который приносит Новый Завет как дар человечеству и предвещает времена, которые придут с его появлением.
Есть радость и возвышенное настроение Сретения Христа в Храме, но также и объявление Его страстей, унижений и жертвы. Это касается и страданий Богородицы.
Святейшее место храма уже изображено с покрытым тканью жертвенным столом (жертвенные животные и огонь исчезают), место, где совершается Литургия «по чину Мелхиседека» (Псалом 110: 4), что иногда также есть книга с крестами на обложке. Жест пожилого Симеона, держащего Иисуса, недаром ассоциируется с жестом священника, приносящего дары на жертвенник. Об этом он пишет в «Великой вечерне» св. Андрей Критский: «Тот, кого херувимы носят и хвалят песней серафимов, сегодня законно приведен в храм Божий и возложен на плечи старика, как на жертвенник».
Собрание Господа - это не только момент Представления Иисуса в Храме, но, прежде всего, встреча Нового и Ветхого Заветов. «Однажды на горе Синай Моисей увидел позади себя Бога и удостоился услышать ... Голос Божий во тьме и буре. Теперь Симеон обнимает Бога, воплотившегося для нас, оставаясь неизменным, и радостно спешит перейти из этой жизни в жизнь вечную »(Св. Косма Майумский, Канон праздника Введения в Храм).
Несмотря на динамизм представления фигур святых Иосифа и Симеона и - иногда - ткань драматическим ветерком расстилалась над головами фигур (это знак того, что изображенная сцена происходит внутри), вся композиция спокойная и спокойная. есть трогательное настроение созерцания одного из самых важных моментов в истории человечества.