Найти тему

Подвиг рязанской княгини Евпраксии. Почему споры о нем не умолкают?

21 декабря 1237 года рязанская княгиня Евпраксия взяла на руки пятилетнего сына Ивана и укрылась с ним в тереме. Вокруг царил хаос, разорение и отчаянье.

Полчища Батыя разбили рязанское войско и ворвались в город, круша все на своем пути.

Княгиня поднялась на крышу терема и бросилась на землю.

Мать и ребенок остались лежать на снегу неподвижно.

Несколько дней назад княгиня проводила своего мужа Федора к Батыю. Молодой князь страшился грозного завоевателя, но надеялся умилостивить его богатыми дарами. Батый допустил князя и его людей в свой шатер, дары принял и потребовал, чтобы Федор привел к нему свою жену, которая, по слухам, очень красива.

Федор жену любил и, услышав слова хана, не сдержался и ответил ему:

«Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

Батый, услышав подобные речи, приказал Федора и его слуг казнить, а сам выдвинул войска на Рязань.

Впрочем, хан пришел покорять и разорять всю русскую землю. Договориться с ним было невозможно.

О княгине Евпраксии известно немногое. Автор, повествующий о разорении Рязани Батыем, называет ее «княгиней из Царского Рода», то есть рода византийских императоров.

Свадьба ее и князя Федора (сына и наследника рязанского князя Юрия) состоялась около 1231 года, и вскоре у молодых родился сын Иван. Жил князь Федор не в Рязани, а в городке, называемом Красным (то есть красивым).

Позже город, где погибла княгиня, стал называться Зарайском (она заразилась, то есть мгновенно ("за раз") убилась о землю, падая с высоты). Князя Федора, его жену и сына церковь причислила к лику святых как мучеников.

Причем произошло это только после возникновения глубокого народного почитания подвига князя и княгини.

Безусловно, подобное почитание вызывало некоторое недоумение, ведь княгиня добровольно ушла в мир иной и забрала с собой единственного ребенка.

Ответы на эти вопросы дает автор «Повести о Николе Заразском». В частности, он говорит о том, что еще в 1225 году, за 12 лет до трагических событий, во сне юному князю Федору явился Николай Чудотворец и сказал, что князь должен встретить его образ и привести в свой город. Святой добавил, что в будущем Христос дарует князю, его супруге и сыну Царствие Небесное.

Федор проснулся и недоумевал, ведь у него не было ни жены, ни сына, но все исполнил.

Корсунская икона Николая была им в город принесена.

Автор повести полагает, что святой Николай знал о будущем мученичестве князя Федора, поэтому предупредил его об этом.

Однако историки не всегда соглашаются с подобной трактовкой событий. Ведь княгиня Евпраксия совершила неоднозначный поступок.

Захватчикам она была нужна. Останься она в живых, ее ждал плен и жизнь возле Батыя среди его наложниц. Возможно, суровый хан сохранил бы жизнь и ее сыну, воспитав его при себе и потом дав ему какой-нибудь русский удел в управление.

Но княгиня не захотела этого. Не захотела жизни в неволе, в рабстве греху рядом с безбожным язычником, не захотела, чтобы ее сын забыл своего отца и стал похож на настоящего монгола.

Она сделала свой выбор, и он вызвал уважение у ее современников.

В Повести о разорении Рязани рассказывается, что воспитатель князя Федора по имени Апоница тайно забрал тела князя, княгини и их сына и похоронил с честью. Позже над их могилами был поставлен храм, а сегодня там возвышается часовня с тремя каменными крестами.

С момента событий прошло много столетий, но история эта до сих пор приковывает внимание людей. Возможно, потому что она рассказывает о супружеской верности и настоящей любви. И хочется верить в то, что супруги и их сын пребывают вместе в Царствии Небесном.

-4