В войне против Японии российская армия кроме традиционного для того времени стрелкового оружия (винтовок и револьверов) впервые использовала и оружие новейшее, автоматическое – станковые пулеметы. И хотя применение даже станковых пулеметов было тогда в новинку, Россия шагнула в использовании автоматического оружия еще дальше: она стала первой в мире страной, применившей в бою пулеметы ручные – легкое автоматическое оружие, которого в то время не было ни в одной армии мира.
Трехлинейный (7,62 мм) станковый пулемет «Максим» (ранний)
Впервые образец своего пулемета американский изобретатель Хайрем Максим продемонстрировал императору Александру III и высшим военным чинам России еще в 1887 году. Механизм пулемета Максима действовал за счет энергии отдачи. После выстрела пороховые газы отбрасывали ствол, тем самым задействуя механизм перезарядки. Он извлекал из матерчатой патронной ленты патрон, отправлял его в казенник, и одновременно взводил затвор. После выстрела операция повторялась снова, и так – до 250–300 раз в минуту. Ствол, естественно, от частой стрельбы перегревался, но его охлаждала вода, залитая в окружавший ствол металлический кожух.
Скорострельная «диковинная игрушка» позабавила русских генералов, и они закупили у Максима… 12 пулеметов под калибр винтовки Бердана (10,67 мм). В 1895 эти «Максимы» были приняты на вооружение, как крепостное оружие – их отнесли к стационарным артиллерийским системам, и даже не собирались использовать в полевом бою. Гораздо «шире» в вопросе автоматизации вооружения показали себя российские моряки: Морское ведомство оплатило (естественно, из государственных средств) покупку 293 «Максимов» (между прочим, каждый из них стоил 3.000 рублей золотом!). Все закупленные флотом в 1897 году «Максимы» были приспособлены под новый трехлинейный (7,62 мм) патрон. Эти пулеметы (доставка которых завершилась как раз в 1904 году) понатыкали на палубы и мачтовые марсы броненосцев. Русские адмиралы, в начале 20-го века все еще мыслившие категориями парусного флота, собирались массированным пулеметным огнем... отражать абордажные атаки врага! Бородатые адмиралы никак не могли взять в толк: в эпоху брони, дальнобойных орудий и торпедных аппаратов абордажные атаки в пиратском стиле с кортиками в зубах стали совершенно невозможным делом. Правда, это заблуждение стариков сыграло во время Русско-японской войны положительную роль. При выявившейся в первых же боях катастрофической нехватке в войсках автоматического оружия, бесполезно болтавшиеся на кораблях пулеметы стали снимать, и передавать пехоте…
К тому же пример моряков еще до начала войны вдохновил «сухопутных» генералов на мысль: «А чем мы хуже?». И в 1901 пулеметы Максима были приняты на вооружение полевых войск. Правда, это оружие генералы по-прежнему планировали использовать при обороне крепостей, а так же с заранее оборудованных и защищённых позиций противостоять пулеметным огнем массированным атакам пехоты противника на русские укрепления. О применении пулеметов в полевых маневренных боях, тем более в наступлении, тогда все еще не задумывались. И тому были причины: первые «Максимы» устанавливались на тяжёлые лафеты с большими колёсами и большими броневыми щитами. Масса такой конструкции составляла почти 250 кг – недаром в российской армии пулеметы отдали в подчинение артиллерии.
Но, закупив в 1901 году за границей для полевых войск 40 «Максимов», Военное ведомство решило все же сэкономить, и начать производство пулеметов в России, надеясь, что это обойдется дешевле. Действительно, вышло на треть дешевле, но значительно дольше. Первый «Максим» российского производства покинул цех Тульского завода только в декабре 1904 года, когда Русско-японская война катилась уже к окончанию, а за весь 1905 год туляки смогли изготовить всего 17 (!) пулеметов. Так что, на полях сражений русско-японской войны до самого конца действовали практически только «Максимы» иностранного производства.
Опыт боевого применения «Максима» в сражениях русско-японской войны показал, что пулемёт - на редкость надёжное и эффективное оружие, крайне необходимое не только при обороне крепостей, но и для маневренного полевого боя. Правда, тяжелые лафеты с большими колесами, на которых стояли «крепостные» «Максимы», были слишком громоздки и маломаневренны - даже для ближней переброски на подвергшийся нападению участок укреплений, не говоря уже о применении в поле. Тем не менее, в Порт-Артуре и в Манчжурии даже такие громоздкие «Максимы» показали свою незаменимую ценность в бою. Так, в одном из сражений около Мукдена русская батарея (подчинение пулеметов артиллерийскому ведомству привело к батарейной организации пулеметных подразделений) в шестнадцать пулеметов «Максим» успешно отразила несколько атак превосходящих сил японцев, уничтожив половину (!) наступающих солдат. Без помощи пулемётов отбить эти атаки было бы просто невозможно. Произведя в том сражении несколько десятков тысяч выстрелов, русские пулемёты тем не менее не вышли из строя и были в хорошем состоянии, доказав тем самым свои исключительные боевые характеристики.
Оценившие огневую мощь нового оружия пехотинцы начали применять пулеметы не только в обороне, но и в наступлении. А так как громоздкие артиллерийские лафеты препятствовали использованию «Максимов» в маневренном наступательном бою, армейцы стали снимать «Максимы» с лафетов и для повышения маневренности ставить пулеметы на самодельные, более лёгкие и удобные в перевозке станки. А после окончания Русско-японской войны на Тульском заводе были проведены работы по модернизации и облегчению «Максима» в соответствии с полученным боевым опытом. Но этот обновленный «Максим» относился уже к поколению оружия времен Первой мировой войны…
8-мм ручной пулемет Мадсен обр. 1902 г. (Дания для России)
Этот пулемет получил свое название «Мадсен» в честь военного министра Дании (но у британцев это оружие известно, как «Рексер»). Фактически Мадсен стал первым серийным ручным пулеметом в истории. Он появился в то время, когда военные ведомства разных стран только-только начинали осознавать боевую ценность станковых пулеметов, и еще абсолютно не имели представления о том, для чего нужны пулеметы ручные. Поэтому неудивительно, что к датской новинке все отнеслись очень недоверчиво. Тем не менее, вскоре качества ручного пулемета были проверены в боевой обстановке: Россия, кровью заработавшая понимание роли пулемета в бою, во время русско-японской войны спешно стала закупать любые пулеметы для использования на полях сражений. Так русские скупили у Дании все выпущенные к тому времени Мадсены и отправили их в войска на Дальнем Востоке. Вооруженные легкими Мадсенами кавалерийские части с успехом применили новое оружие против японцев; казаки и драгуны были восхищены эффективностью и надежностью пулемета, его высочайшей мобильностью. И дали руководству положительные отзывы о Мадсене. В результате российское военное ведомство заключило договор с датчанами о производстве и покупке этого пулемета. Таким образом, Россия стала первой страной, принявшей на вооружение ручной пулемет.
Автоматика Мадсена работала по принципу отдачи ствола с коротким его ходом, а запирание ствола осуществлялось довольно необычным образом - с помощью качающегося затвора. Спусковой механизм позволял вести огонь одиночными выстрелами и очередями. Стоимость производства Мадсена была достаточно большой, к тому же стрелять из него можно было только патронами высокого качества. Однако российское руководство мирилось с этим, убедившись на практике в важности автоматического оружия.
Русско-японская война: винтовки российской армии
Стрелковое оружие японской пехоты 1904-1905 гг.
Русско-японская война: револьверы российской армии
Короткоствольное и холодное оружие японской армии 1904-1905 гг.
Русско-японская война: русское холодное оружие
Русско-японская война: "окопные изобретения" русских солдат
Русско-японская война: русская полевая артиллерия
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…