Олег Выдренок
Наш набор СВВАУЛШ 72 года начал летать на первом курсе, было два потока - одни начали летать ранней весной, а мы поехали в полки в середине лета.
Аэродром Слепцовская, ЧИССР. Лето 1973года. 13 лётная группа. Нас пять курсантов, в других группах по 3-4, а нас 5. Инструктор у нас - к-н Шипилов Иван Николаевич. В это время он вовсю готовился к всесоюзным соревнованиям по самолётному спорту среди военных училищ СССР, летал много, каждую смену по нескольку полётов на себя. Нас сразу начали пугать, что он спишет кого-нибудь из нас, т.к. 5 человек - это очень много, тяжело ему будет всех вывезти, да ещё и подготовиться к соревнованиям. Но наш Ш.И.Н. никого не списал, все вовремя вылетели и нормально отлетали всю программу.
Немного отступления, вернее пояснения - я пришёл в училище через год после окончания школы.
Я всегда хотел стать военным лётчиком, истребителем и ещё учась в 10 классе прошёл все медкомиссии и написал заявление в военкомате о моём желании поступать в лётное училище. Но в военкомате какой-то капитан меня обманул и вместо истребительного училища направил в Тамбовское. Приехал туда, но узнал, что там готовят лётчиков для бомбардировочной авиации, завалил экзамены и вернулся домой.
Но за этот год я поработал на заводе «Арсенал» и одновременно ещё и полетал на Як-18А в АСК (Авиационно-спортивный клуб) в ДОСААФе.
А в 1972 году поступил в СВВАУЛШ ПВО. Так, что какие-то навыки пилотирования у меня были.
На первые полёты Ш.И.Н. сказал - "Ты уже небо видел, поэтому полетишь со мною первым, посмотрим, что ты умеешь."
Первый лётный день, первый разлёт. Упр.№1 "Полёт для ознакомления с техникой пилотирования". Запустили, вырулили, взлетели. "Бери управление". В наборе дошли до зоны, заняли 5500. Зона над ущельем, которое начинается от г.Казбек. Развернулись в сторону аэродрома, покрутил виражи, пикирования и горки и Ш.И.Н. говорит: - "В общем-то неплохо. Вижу, что летал. Брось ручку. Сейчас я тебе покажу, за что лётчикам шоколад дают! Сиди и смотри!"
Ну тут и понеслось!!! Я сижу, только головой кручу - то небо, то земля! То горы, то ущелье! Перегрузка то -2-3, то +6+8. Для себя отмечаю, что за фигуры Ш.И.Н. выписывает. А ему после всей этой подготовки к соревнованиям хочется мне показать, что он умеет!
Уходим на очередную петлю, верхняя точка, опускаем нос - начинает расти скорость и перегрузка. Тангаж где-то -90. И вдруг какой-то сильный хлопок, удар по ушам! Вся пыль с пола кабины мгновенно повисла в воздухе! И грохот! Сильный грохот! Пыль рассеялась, проморгался. Самолёт несётся вертикально вниз с быстрым нарастанием скорости.
Я сижу и смотрю, как и приказали. А у самого в голове вопросы: - Откуда грохот? Почему не выводим? А вдруг инструктор почему-то выпрыгнул? Да нет, не может такого быть!
И тут замечаю, что горы вокруг ущелья, куда мы падаем, уже выше нас! А в селении на берегу горной реки уже хорошо различаются отдельные домики и на реке хорошо видны белые буруны!
Тихонько беру ручку и чувствую, что её никто не держит. А земля-то уже вот она! Тяну ручку, самолёт послушно идёт за ней. Никто не ругается и не говорит, что вмешиваюсь в управление без разрешения.
А земля-то совсем рядом! Тяну, что есть дури тяну, до потемнения в глазах! В нижней точке, когда вытянул, дома горного чеченского селения были выше нас. С грохотом над рекой и вверх. Сколько там метров от реки было, даже не знаю, но очень мало! Добавляю обороты и выносит нас Элка опять выше гор. С креном ложу самолёт на горизонт.
А где-же инструктор? Что с ним? Как могу, поворачиваю голову, смотрю через правое плечо и вижу какие-то безумные глаза инструктора (я что-то не смог найти каких-то других слов, чтобы описать его выражение лица), который руками, заломанными куда-то за голову, держит за ручки открытия фонаря свою сдвижную часть, которая ушла полностью назад и этим прижала его руки, которые он не может даже вытащить, как не пытается.
Нажимаю СПУ: - "Товарищ капитан, что случилось?" - "Молчи и не бросай СПУ! Гаси скорость, разворачивайся на аэродром, снижайся, доложи, что зону освободил, вход ко второму и сразу-же опять назад, на СПУ".
Доложил, снизился, вошёл в круг, погасил скорость, выпустил шасси на траверзе. Слышу что-то сзади хлопает, понял, что Ш.И.Н. пытается закрыть фонарь, но ничего не получается!
На третьем он говорит: - "Давай, вспоминай, чему тебя учили в ДОСААФ, будешь сажать сам, если что, я подскажу.
Выполняю третий, снижаемся к четвёртому, Ш.И.Н. где надо, все подсказывает. Четвёртый, выходим точно, снижаемся, подсказывает, где, над какими ориентирами, какая должна быть высота. Идём хорошо, с земли ничего не подсказывают, подошли к полосе, выровняли и нормально сели. Вот тут-то он и дал себе волю, он был страшный матершинник, без СПУ всё слышал, что он орал !!!
Срулили, он мне и говорит:- "Если ты когда-нибудь кому-нибудь расскажешь об этом - я тебя придушу, как котёнка. Молчи, с нами ничего не произошло! И забудь обо всём! У нас всё нормально! Молодец, ты сделал всё так, как надо. Летать будешь. Когда-нибудь мы с тобой за это дело выпьем, а сейчас забудь."
Зарулили, вылезли, за отбойником перекурили, ещё раз поговорили. Он рассказал, что на нисходящей части петли при перегрузке что-то случилось с замками фонаря и он пополз назад, Ш.И.Н. схватился за ручку открытия-закрытия сначала одной левой рукой, но видя, что не удержит одной, бросил ручку и схватился правой рукой, а фонарь попал в поток воздуха и откатился назад, заломив и прижав за голову руки. Назад вытащить их он уже не смог. Ну а далее всё по тексту - как и что.
Технику звена Ш.И.Н. нашёл формальный повод отстранить самолёт от полётов, его укатили на стоянку, там втихаря сделали замки фонаря, а остальные наши курсанты с группы долетали смену на запасном.
И лишь в 1974 году в конце второго курса, когда закончили всю программу на L-29, перед отпуском, на традиционной "отходной", после первых тостов, Ш.И.Н. рассказал остальным нашим из нашей группы, как мы случайно остались живы в первом же ознакомительном полёте. Все слушали с нескрываемым удивлением, как всё это рассказывал сам наш инструктор.
А на Всесоюзных соревнованиях по самолётному спорту среди военных авиационных училищ СССР, Ш.И.Н. благополучно завоевал пять золотых медалей и стал "Абсолютным чемпионом СССР". Такого ещё никогда никто не завоёвывал.
Вот такой он был мой первый полёт на L-29.
Ну а выводы? Каждый, кто имеет голову на плечах, сделает выводы сам.
Мой первый инструктор на Як-18, Володя Яковлев, когда только начал нас учить летать, говорил: "На самолёте можно делать абсолютно всё, только сначала задай себе вопрос - "А не дурак ли я?" , а потом делай всё, что хочешь! Но сначала - вопрос!"
Я летал на многих самолётах Як-18, L-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Су-7, Су-9, Ту-124, Ту-128, МиГ-31. Довелось попробовать на Як-12, Ан-2, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ил-76 и Ми-8.
Разные ситуации были, было дело - нарушали и инструкции по эксплуатации самолётов и НПП, да и много ещё чего, но сначала я всегда задавал себе вопрос - "А не дурак ли я?" И только потом делал.
Может поэтому я сейчас имею возможность сидеть и стучать пальцами по «клаве» и пытаться донести до подрастающего поколения свои мысли.
Продолжение: https://dzen.ru/a/YDcJegbYkGoMOA8q?referrer_clid=1400&