Найти тему
Рядом с детьми

Дисциплинирование детей 100 лет назад и более (часть 1)

Оглавление

В старину детей воспитывали гораздо строже, чем в наши дни. Сегодня даже обычное повышение голоса на ребенка часто вызывает неодобрение окружающих и поток многочисленных советов, как разрешить сложную педагогическую ситуацию «миром», путем взаимных уступок и соглашений. Ну, по крайней мере, в России, Европе и большинстве стран с европейской культурой.

returnofthedodo.blogspot.com
returnofthedodo.blogspot.com

Менее века назад такая «дипломатия» в воспитательном процессе считалась бы невероятным попустительством, и выбравшего такой стиль воспитания родителя или учителя окружающие обвинили бы в безответственности и равнодушии к судьбе ребенка. В те времена строгая субординация между старшим и младшим поколениями воспринималась естественной и неотъемлемой частью уклада жизни общества: считалось, что дети, еще не знающие жизнь и не способные так глубоко мыслить, как взрослые, должны во всем поступать так, как им укажут старшие, иначе пропадут либо в конце концов опустятся на социальное дно.

Сегодня весьма популярной стала точка зрения, что детей вообще не следует наказывать за непослушание и нарушения дисциплины, а можно сделать так, что они естественным путем, методом проб и ошибок под контролем старших смогут сами определить границы дозволенного в окружающем их мире. Раньше же наказание в классическом понимании этого слова считалось непременным, хотя и неприятным, методом воспитательного воздействия на детей, так же, как прием горьких лекарств – непременной частью лечения от разных болезней. Потому в давние времена детей за провинности наказывали большей частью без злости... но и без пощады.

Публичная библиотека Нью-Йорка
Публичная библиотека Нью-Йорка

Сегодня, конечно, большинство родителей и педагогов тоже время от времени применяет определенные меры взыскательного характера, когда дети нарушают установленные правила. Кто-то в качестве такой меры не дает детям смотреть телевизор или пользоваться домашним компьютером, отбирает мобильный телефон, не выдает карманные деньги, в школе же для нарушителей дисциплины предусматриваются нагрузка дополнительными учебными заданиями или внеочередным дежурством. Кто-то из родителей и педагогов предпочитает на непослушных детей просто ругаться.

Наконец, некоторые дети, как правило, за особенно явные нарушения порядка еще попадают в угол и даже «выхватывают» пару шлепков, оплеух, ударов ремня, хотя большинство прибегающих к таким крайним мерам родителей нынче стыдится признавать это: теперь распространена точка зрения, что крайние воспитательные меры свидетельствуют о низких педагогических способностях родителя.

freepik.com/bnmk0819
freepik.com/bnmk0819

В старое время ассортимент воспитательных наказаний был значительно шире, чем сегодня, и применялись они в большинстве семей и учебных заведений гораздо чаще. Перечислим наиболее распространенное из того, с чем сталкивались дети прошлых времен, когда не слушались родителей и наставников или нарушали установленный порядок.

Самый аксиоматичный инструмент воспитательного воздействия на детей в старое время – это, конечно, розги – длинные тонкие или средней толщины прутья гибких пород деревьев и кустарников. Нет нужды напоминать, сколько раз о них было написано и в старой литературе, и в посвященных старине более современных книгах, а также сколько раз их показывали в кино – в фильмах, тоже изображающих старые порядки.

oligarh.media
oligarh.media

Конечно, розга была не единственным физическим средством призвания детей к порядку: кроме нее, в былые времена использовались и другие орудия, например, палка, плеть (в старину, когда главным транспортом была лошадь, этот инструмент имелся во многих домашних хозяйствах) и тот же «доживший» до наших дней ремень. Но в странах Европы, Нового Света и в России, где вообще много, как сказано в одном русском учебнике XVII в., «родящих розгу» лесов, розги преобладали над другими средствами телесных наказаний.

Во-первых, они были очень доступны: березы, ивы, орешник и другие древесные породы с достаточно гибкими ветвями росли повсеместно и широко использовались в городском озеленении.

Во-вторых, при своей хлесткости они были легкими: и «экзекутор» не уставал, и причинить внутренних повреждений ими было нельзя, как говорилось в том же учебнике: «Розга аще убиемо, но не ломит кости».

fatherly.com
fatherly.com

Иногда розги «украшали» внутреннюю обстановку жилища как любая другая утварь, стояли в кадке с водой (чтобы не потеряли гибкость от высыхания) или висели на потолочной балке (детям было затруднительно оттуда их достать и умышленно повредить) в общей комнате у всех на виду, и никому бы в голову не пришло упрекнуть хозяев дома в жестоких воспитательных методах, поскольку все гости поступали точно так же.

Во многих европейских странах сегодня даже причиненный ребенку шлепок считается насилием. В старое время же и в Европе, и в России, и в любой другой стране вообще такого понятия как «домашнее насилие» не существовало.

Если верить повести «Детство» Максима Горького, в раннем детстве писатель однажды был так жестоко наказан собственным дедом, что неделю болел, лежа в кровати спиной вверх. Подобные случаи до XX в. отнюдь не были редкостью, и власти если и обращали на них внимание, то обычно дело ограничивалось лишь поверхностным разбирательством и предупреждением, что в педагогической строгости тоже надо знать меру.

Если же дело в исключительных случаях доходило до суда, чаще всего чрезмерно суровым родителям также лишь выносили предупреждение и грозили установить за семейными делами надзор.

Учителям, слишком любящим пускать в ход розгу, везло несколько меньше: если они столь увлекались, что их ученикам требовалась медицинская помощь, или же ученики начинали бояться приходить в школу, по жалобам родителей они могли быть уволены.

commons.wikimedia.org
commons.wikimedia.org

Известны случаи, когда даже если ребенок вследствие жестокого наказания родителем или воспитателем умирал, суд выносил оправдательный приговор: например, если ребенок отличался особенно сложным, неуправляемым поведением, и родитель или педагог «перестарался», пытаясь вразумить его традиционным способом.

Впрочем, нередко суды проявляли снисходительность к жестоким родителям вовсе не потому что судья считал правильной домашнюю тиранию, а из опасения, что тогда личные недоброжелатели глав семейств (слуги, соседи и др.) будут заваливать власти доносами на «чрезмерно суровое воспитание» их детей, вследствие чего родители вообще будут бояться пускать розгу в ход, даже когда это необходимо.

Помимо порки и обыкновенных шлепков, оплеух, подзатыльников, еще в начале XX в. были распространены несколько иные весьма жесткие способы пресечь шумное детское баловство. Не считалось чем-то особо грубым, когда расшалившегося ребенка взрослый хватал за плечи или за одежду и толкал об стенку или даже ударял об нее лбом. Чаще всего к такой мере пресечения прибегали учителя, воспитатели, мастера в отношении подмастерьев. Не избежал, например, такого обращения со стороны своего детского наставника графа М. Ламздорфа и будущий российский император Николай I.

М. Ламздорф на портрете кисти художника И. Е. Эггинка
М. Ламздорф на портрете кисти художника И. Е. Эггинка

За статью благодарность моим друзьям-историкам, у которых на Дзене тоже есть свой канал:

Histori-thema

Спасибо, что дочитали до конца!🙂 (продолжение статьи завтра, так как она получилась довольно большой).

Поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Можете даже "подарить" мне шоколадку по ссылке ниже👇

ЮMoney

Позитивных дней!🌞 Заглядывайте.

Читайте еще в моей ленте:

Драка с учителем

-8

«Родитель-полицейский»

-9

Если вы зарегистрированы в соцсетях, то добро пожаловать в мои группы:

💠 ВКонтакте

💠 Одноклассники

💠 Instagram

💠 YouTube

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой

-10

Автор: ©Рядом с детьми