Продолжаю публиковать материалы для урока по теме "Имя существительное" в 5 классе.
Материалы к первому уроку, на котором повторялись общие сведения об имени существительном и изучались его постоянные признаки, можно найти здесь.
Сегодня речь пойдет о падежах и числах. Практически всё об этом ваши ученики уже должны знать из начальных классов, новой будет лишь тема "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа".
Как и на предыдущем уроке используем тип урока - поэтапное открытие и закрепление новых знаний. Сначала, как всегда, теория. Потом - упражнения.
Теория. Непостоянные признаки существительного. Беседуем по схеме.
Упражнение 1.
Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных существительных формы множественного числа.
М...газин -_____________, путь - ____________, шарф - _____________, ветвь - _____________, отпуск - ______________, оф...цер - __________________, м...дв...жонок - __________________, д...ректор - ______________________, лес...ница -_________________, договор - ______________________, ш...фёр - ________________, торт - _______________, столяр - ___________________, ц...плёнок -____________, р...стение - ______________, край - _____________, докт__р - ______________, к__вёр - ____________, ц...тата - ____________, инж__нер - _________________, стадо - _____________, круг - _____________, р__ка - _____________, пт__нец - ___________, вихрь - _______________ .
Теория. Существительные, имеющие формы только единственного и только множественного числа.
Знакомим учеников с новой темой, используя такой плакатик.
Упражнение 1.
Распределите существительные в зависимости от их значения: вещества, признаки, действия, совокупность предметов.
Тишина, одежда, вермишель, обувь, молодёжь, отвага, толкотня, зверьё, рис, здоровье, чуткость, посуда, кислород, беготня, мука, внимательность, любовь, шерсть, доброта, мёд, суета, сырость.
Упражнение 2.
Распределите существительные в зависимости от их значения: 1) вещества; 2) игры, действия, процессы; 3) парные, составные предметы; 4) географические названия; 5) отрезки времени, природные явления.
Чернила, дрожжи, кудри, каникулы, духи, Гималаи, отруби, щи, будни, заморозки, шорты, прятки, Альпы, хлопоты, грабли, шахматы, ножницы, очки, лыжи, плоскогубцы, сутки.
Переходим к закреплению падежей.
Упражнение 1.
Просклоняйте (измените по падежам имена существительные).
И.п. - (кто? что?) - страна
Р.п. - (нет кого? чего?) -
Д.п. - (дать кому? чему?) -
В.п. - (вижу кого? что?) -
Т.п. - (доволен кем? чем?) -
П.п. - (думаю о ком? о чём?) -
И.п. - (кто? что?) - стол
Р.п. - (нет кого? чего?) -
Д.п. - (дать кому? чему?) -
В.п. - (вижу кого? что?) -
Т.п. - (доволен кем? чем?) -
П.п. - (думаю о ком? о чём?) -
И.п. - (кто? что?) - степь
Р.п. - (нет кого? чего?) -
Д.п. - (дать кому? чему?) -
В.п. - (вижу кого? что?) -
Т.п. - (доволен кем? чем?) -
П.п. - (думаю о ком? о чём?) -
Упражнение 2.
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Найдите существительные и определите их падежи.
Один мальчик гулял в л__су и наш__л гнездышко. А в гнёздышке с__дели м__люсенькие голенькие птенчики и пищ__ли. Они ждали, когда мама прил__тит и покорм__т их ч__рвячками и мушками. Мальчик обрадовался, что наш__л т__ких славных птен__чиков. Он х__тел взять одного и прин__сти его д__мой.
Теория. Падежные окончания.
Упражнение.
Определите склонение, падеж имён существительных. Вставьте нужные окончания.
Отдыхал на природ..., уехал из деревн…., отдыхал в санатори…, рассказал о радост…, случилось в поезд…, участвовал в демонстраци…, постучал по парт…, скатился с ладон…, сидел на собрани…, написал по памят…, вылетел на самолёт…, съехал с горк…, стихи о мудрост…
В конце урока проводим рефлексию. Дальше можно отрабатывать правописание падежных окончаний более подробно, используя учебник и другие пособия.
Надеюсь, мои материалы будут вам полезны.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".