Найти в Дзене

Материалы для урока. Непостоянные признаки имени существительного. 5 класс

Продолжаю публиковать материалы для урока по теме "Имя существительное" в 5 классе.

Материалы к первому уроку, на котором повторялись общие сведения об имени существительном и изучались его постоянные признаки, можно найти здесь.

Сегодня речь пойдет о падежах и числах. Практически всё об этом ваши ученики уже должны знать из начальных классов, новой будет лишь тема "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа".

Как и на предыдущем уроке используем тип урока - поэтапное открытие и закрепление новых знаний. Сначала, как всегда, теория. Потом - упражнения.

Теория. Непостоянные признаки существительного. Беседуем по схеме.

-2

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных существительных формы множественного числа.

М...газин -_____________, путь - ____________, шарф - _____________, ветвь - _____________, отпуск - ______________, оф...цер - __________________, м...дв...жонок - __________________, д...ректор - ______________________, лес...ница -_________________, договор - ______________________, ш...фёр - ________________, торт - _______________, столяр - ___________________, ц...плёнок -____________, р...стение - ______________, край - _____________, докт__р - ______________, к__вёр - ____________, ц...тата - ____________, инж__нер - _________________, стадо - _____________, круг - _____________, р__ка - _____________, пт__нец - ___________, вихрь - _______________ .

Теория. Существительные, имеющие формы только единственного и только множественного числа.

Знакомим учеников с новой темой, используя такой плакатик.

-3

Упражнение 1.

Распределите существительные в зависимости от их значения: вещества, признаки, действия, совокупность предметов.

Тишина, одежда, вермишель, обувь, молодёжь, отвага, толкотня, зверьё, рис, здоровье, чуткость, посуда, кислород, беготня, мука, внимательность, любовь, шерсть, доброта, мёд, суета, сырость.

Упражнение 2.

Распределите существительные в зависимости от их значения: 1) вещества; 2) игры, действия, процессы; 3) парные, составные предметы; 4) географические названия; 5) отрезки времени, природные явления.

Чернила, дрожжи, кудри, каникулы, духи, Гималаи, отруби, щи, будни, заморозки, шорты, прятки, Альпы, хлопоты, грабли, шахматы, ножницы, очки, лыжи, плоскогубцы, сутки.

Переходим к закреплению падежей.

Упражнение 1.

Просклоняйте (измените по падежам имена существительные).

И.п. - (кто? что?) - страна

Р.п. - (нет кого? чего?) -

Д.п. - (дать кому? чему?) -

В.п. - (вижу кого? что?) -

Т.п. - (доволен кем? чем?) -

П.п. - (думаю о ком? о чём?) -

И.п. - (кто? что?) - стол

Р.п. - (нет кого? чего?) -

Д.п. - (дать кому? чему?) -

В.п. - (вижу кого? что?) -

Т.п. - (доволен кем? чем?) -

П.п. - (думаю о ком? о чём?) -

И.п. - (кто? что?) - степь

Р.п. - (нет кого? чего?) -

Д.п. - (дать кому? чему?) -

В.п. - (вижу кого? что?) -

Т.п. - (доволен кем? чем?) -

П.п. - (думаю о ком? о чём?) -

Упражнение 2.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Найдите существительные и определите их падежи.

Один мальчик гулял в л__су и наш__л гнездышко. А в гнёздышке с__дели м__люсенькие голенькие птенчики и пищ__ли. Они ждали, когда мама прил__тит и покорм__т их ч__рвячками и мушками. Мальчик обрадовался, что наш__л т__ких славных птен__чиков. Он х__тел взять одного и прин__сти его д__мой.

Теория. Падежные окончания.

-4

Упражнение.

Определите склонение, падеж имён существительных. Вставьте нужные окончания.

Отдыхал на природ..., уехал из деревн…., отдыхал в санатори…, рассказал о радост…, случилось в поезд…, участвовал в демонстраци…, постучал по парт…, скатился с ладон…, сидел на собрани…, написал по памят…, вылетел на самолёт…, съехал с горк…, стихи о мудрост…

В конце урока проводим рефлексию. Дальше можно отрабатывать правописание падежных окончаний более подробно, используя учебник и другие пособия.

Надеюсь, мои материалы будут вам полезны.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".