В 1846 году средняя дочь Николая I стала супругой наследника трона Вюртемберга. Карл и Ольга приходились друг другу троюродными, семья мужа ее приняла хорошо, но жизнь Ольги Николаевны на сказку мало походила.
Какие трудности у королевы? Давайте я перечислю лишь некоторые из них, кроме бездетного брака (супруг не интересовался дамами).
Муж Ольги получил корону Вюртемберга в 1864 году, а в 1866 году потерял и реальную власть в стране: карликовые немецкие страны объединялись в новое крупное государство - Германию.
Еще наследником трона Карл наделал долгов, и чтобы помочь мужу выкрутиться, Ольга Николаевна заложила свои бриллианты, Долг уплатить не смогла, поэтому осталась без большинства драгоценностей из приданого.
На родине мужа Ольга Николаевна пользовалась уважением. Она много и активно занималась благотворительностью: госпиталь для детей, школа королевы Ольги, учреждение для слепых. Деньги на благие дела имелись: дочь императора России получала великолепное приданое. Из 1 миллиона рублей половина - это наличные, которые оставалась в России, в банке под проценты (4-5 в год). Проценты отправлялись Ольге Николаевне.
О деяниях королевы в Штутгарте помнят. Не знаю, как в мутном 2021-м, но еще пару лет назад проводились мероприятия в день святой Ольги:
Смущает только одно: организаторы называют себя потомками Ольги? У Ольги Николаевны детей не имелось ни от мужа, ни от другого мужчины.
Но королевская чета воспитывала родную племянницу – Веру Константиновну.
На первый взгляд может показаться, что бездетная пара решила поиграть в настоящую семью, взяв ребенка-родственника в Штутгарт. На деле иначе: переезд 9-летней девочки к родной тёте должен скрыть семейную драму.
Великая княжна Вера Константиновна – дочь брата Ольги Николаевны. Диагнозы давать спустя 160 лет – дело неблагодарное. Что именно происходило с девочкой, Романовы умалчивали.
Известно, что у Веры – нервное расстройство с приступами гнева. Когда они начинались, ее одну запирали в комнате на много часов. По России, а затем и по Польше, где жили родители Веры, поползли слухи о больной внучке русского царя.
Способ пресекать подобные слухи придуман давно: отправить жить подальше от столицы и сплетников. Так поступала прабабушка Ольги Николаевны - Екатерина II:
- Отправила в замок Лоде бабушку Карла (мужа Ольги) – принцессу Августу.
- Приказала жить в провинциальном и тихом Ревеле разгулявшемуся в Европе Алексею Бобринскому.
А как быть с великокняжеским законным ребёнком? Вера Константиновна - внучка Николая I, а не абы кто. Девочка нуждалась в лечении, а немецкие княжества и королевства славились курортами и лучшими в Европе докторами.
Веру Константиновну нужно «спрятать» от газетчиков и сплетников, чтобы избежать огласки: дочь Великого князя Константина Николаевича кидалась с ножом на людей всё-таки.
В 1863 году родители Веры договорились обо всем с Ольгой и Карлом Вюртембергскими, привезли 9-летнюю дочь в Штутгарт.
Не каждая семья возьмет на себя ответственность за ТАКОГО ребенка...
Тут нужно отдать должное не только Ольге Николаевне, которая потратила немало душевных сил на племянницу, но и ее мужу. Карл Вюртембергский терпеливо сносил всё, что вытворяла Вера.
Он любил девочку как собственного ребёнка: гулял с ней и лично читал книжки, а по вечерам – Библию. В должностные обязанности короля Вюртемберга нервная троюродная племянница не входила: он заботился о Вере по почину души.
Гувернантка у Веры имелась, как и воспитательница-дворянка из России.
Через пару лет характер Великой княжны Веры Константиновны изменился, она успокоилась, приступы гнева прекратились, но внучка Николая I не любила придворную жизнь из-за чрезмерной застенчивости.
Лишь тот, кто столкнулся с аналогичной семейной проблемой, может понять, что происходило в родовом замке Вюртембергов в эти годы. И каково пришлось королевской чете - Ольге и Карлу.
О возвращении Веры Константиновны к родителям и жизни в России речь не шла: Великая княжна из Дома Романовых осталась жить в Штутгарте, выйдя за четвероюродного брата.
Ольга Николаевна писала подруге:
«Мой проблемный ребёнок теперь счастливая невеста, любящая и любимая. Я никогда не думала, что такое счастье может существовать».
Вдумайтесь: счастье – это когда племянница выходит замуж. Себя счастливой Ольга Николаевна не ощущала?
Взгляните на работу кисти модного европейского художника: парадный портрет королевы Ольги. В глаза бросится одно из двух: или королевский наряд, или усталый взгляд. Посмотрите в глаза разочарованной в жизни королевы:
И на ее богатый, расшитый жемчугом наряд:
Художник нарисовал каждую складку и каждую жемчужину на платье английской фирмы Worth, которая поставляла одежду ко всем королевским домам Европы.
Царская дочь не бедствовала, но ее портрет – отражение ее личной жизни: величественная, полная достоинства, утонченная красавица, умеющая «держать лицо» и не показывать свои чувства. И нотка трагизма в глазах, которая не ускользнула от художника.
А трагедии в семейной жизни Ольги Николаевны продолжались. Бог с ним, с мужем Карлом, которого тогдашние папарацци фотографировали целующимся в общественном месте не с Ольгой и даже не с хорошенькой актрисой. История с воспитанием Веры показала, что эти двое умели ладить друг с другом.
Счастье «трудного ребенка», которого Ольга Николаевна и Карл считали родным, – недолгое.
Великая княжна Вера Константиновна вышла замуж в Штутгарте в 1874-м, получила свой миллион рублей приданого как внучка императора, на следующий год стала мамой, а через 7 месяцев потеряла малыша. Первого марта 1876 года появились дочки-близняшки: Ольга и Эльза, а 27 января 1877 года Великая княгиня Вера Константиновна – 23-летняя вдова.
На предложение переехать с детьми в Россию ответила отказом, замуж больше не выходила, как и тетя-королева занималась благотворительностью.
Они так и жили – как семья: Ольга и Карл, Вера и ее близняшки. Вот картина, запечатлевшая семейную прогулку: Ольга Николаевна, Вера Константиновна с Ольгой и Эльзой:
А вот король Вюртемберга Карл, с приемными внучками (формально девочки - его троюродные племянницы):
Ольга Николаевна проживет достаточно долго – 70 лет, пережив мужа. Семейных разборок с наследством в вюртембергской семье не случилось: Карл завещал личное имущество Ольге, а та – приёмной дочери Вере.
И лишь вглядываясь в глаза королевы Ольги на пышных портретах, можно догадаться, какими трудными были эти 70 лет.