Мечтаете о своём деле и уже придумали бизнес-идею, изучили рынок, выбрали клиентов, но не знаете, как действовать дальше? Расскажем об основных шагах при составлении бизнес-плана.
1. РЕЗЮМЕ ВО ГЛАВЕ УГЛА
Грамотно составленное резюме – важная часть бизнес-плана. Именно его в первую очередь прочтут инвесторы, чтобы понять, интересен им план или не стоит тратить на него ни время, ни деньги.
В резюме следует кратко описать проект и его конкурентные преимущества, указать потенциальных партнёров и потребителей. Пояснить способ продажи товара или услуги и рассказать о планируемых рекламных кампаниях. Указать необходимую сумму стартового капитала и его источник, ключевые этапы развития проекта, срок окупаемости и прибыль.
2. ЧЕМ УДИВИМ ПОКУПАТЕЛЯ
В следующем разделе детально описываем товар или услугу, которую предлагаем потребителю. Можно сравнить товар с похожим, уже имеющемся на рынке, и предложить вариант усовершенствования. Например, вы хотите открыть интернет-магазин по продаже фруктового мармелада из натуральных ингредиентов. Но такого много в продаже, чем удивите покупателя? Допустим, можно предложить людям не только разно-цветный мармелад с не-обычными добавками, но и с помощью онлайн-конструктора самим выбирать уникальное оформление для него.
Описывая бизнес-модель вашего проекта, укажите, что планируете начать производство самостоятельно (если так и задумали), а потом наладить его с привлечением частной фабрики. Пояснить надо организацию продажи и доставки, а также указать варианты развития производства – расширение ассортимента, открытие мармеладного бутика, продажа франшизы.
3. КОНКУРЕНТОВ НА ЗАМЕТКУ
Напомним, что к составлению бизнес-плана вы должны подходить с разработанной бизнес-стратегией – изучить рынок, выбрать клиентов, сформировать предложение, оценить потенциал своего бизнеса и определить стратегию продвижения. Из стратегии переносим в бизнес-план анализ рынка и детально рассматриваем предложения конкурентов.
Так, при создании интернет-магазина мармелада среди конкурентов будут все онлайн-магазины, продающие сладости, супермаркеты, кондитерские и частные производители, делающие мармелад на заказ. Определите, какую долю рынка займёте вы. Возможно, вы планируете за первые три года работы иметь 35% всех онлайн-продаж мармелада в городе.
4. ВСЕМ – НЕЛЬЗЯ!
Обязательно укажите своего клиента, кто будет покупать вашу продукцию. Если просто указать «всех», – это будет неправильно. Это как палить из пушки по воробьям. Вы должны определить свою целевую аудиторию. Благодаря этому можно будет просчитать планируемую продажу за месяц и год.
5. ОТ РАСХОДОВ ДО ДОХОДОВ
Оцените себестоимость вашего производства. Сюда входит закупка сырья и упаковки, затраты на производство, зарплаты сотрудников, аренда помещения и оборудования, коммунальные услуги, реклама и т.д. Пересчитывайте все расходы за единицу товара. Например, если себестоимость одного бруска мармелада выходит 10 рублей, то ниже этой цены продавать нельзя, иначе бизнес прогорит.
6. ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
Ваша главная цель – поставить товар на рынок и охватить свою долю потребителей. Поэтому, составляя план продвижения своего мармелада, укажите не только цену, но и придумайте допуслуги – бонусные программы и скидки постоянным покупателям, бесплатную доставку. Выберите рекламную поддержку. Например, используйте прямую рекламу, участвуйте в мероприятиях партнёров, организуйте публикацию статей на популярных онлайн-ресурсах, станьте спонсором онлайн-конкурсов. Не забывайте, если вы сосредоточитесь на онлайн-продажах, нужно заручиться максимальной рекламной поддержкой в сети Интернет. Хорошо, если вы запланируете участие вашей компании в мастер-классах и акциях.
7. ШТАТ И ПРИНЦИП РАБОТЫ
В организационном плане необходимо описать структуру компании – ООО или ИП. А также количество сотрудников, должности, оплату труда и круг обязанностей. Если к работе будете привлекать партнёров, укажите, на каких условиях сотрудничества.
8. ОТКУДА ДЕНЬГИ, ЗИН?
Определитесь с источником финансирования вашего бизнеса. Будут ли это исключительно ваши средства или обратитесь за кредитом в банк? А может, привлечёте инвесторов и станете партнёрами? И, кстати, помните о возможностях господдержки малого бизнеса.
Бизнес-план представляет собой подробное описание вашего проекта, содержит расчёты и перспективу на ближайшие годы. В первую очередь, следует подсчитать, сколько денег требуется вложить в запуск проекта, и сроки его окупаемости. Как правило, бизнес-план составляют на три или пять лет, но из-за нестабильной экономической ситуации, связанной с нынешней пандемией, можно составить план на один год.
Бизнес-план необходим не только начинающему бизнесмену, но и для презентации потенциальным инвесторам, партнёрам, а также для банка, если понадобится кредит.
Если вы хотите открыть типовой бизнес, например, по франшизе, можете воспользоваться ресурсом «Бизнес-навигатор» (на сайте navigator.smbn.ru) Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Благодаря этому ресурсу бизнес-план можно составить всего за несколько минут. При наличии собственной необычной идеи бизнес-план составляется самостоятельно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить обновления!
Источник: https://gazetacrimea.ru/news/s-chego-nachat-svoy-biznes/
Анатолий Половинец: «Крымчане могут прокачать свои цифровые навыки»