Найти тему
Dance-Lab. Хореограф

Что такое Детский Креативный Танец? Что он развивает?

Оглавление
Фото из личного архива Снежаны Романовской, Театр Современного Танца «Навигация Тел», Детская группа Креативного Танца.
Фото из личного архива Снежаны Романовской, Театр Современного Танца «Навигация Тел», Детская группа Креативного Танца.

Данная статья является авторской, и впервые, была представлена в виде доклада на «Форуме одаренных детей в области культуры и искусства», организованном Министерством культуры Красноярского края в 2010 г. Также, данная статья представляет собой фрагмент моей книги, которая готовится к выпуску осенью 2021 года. Автор статьи – Снежана Романовская. В тексте часто будет использоваться аббревиатура ДКТ, что означает – детский креативный танец.

Что означат «Креативный Танец»?

Танец – это очень много! Это может быть прыжок от радости, несколько шагов под музыку, религиозный ритуал или произведение искусства. Люди танцуют социально, танцуют для развлечения. Они также танцуют, чтобы передать свои глубочайшие чувства. В этом и цель Креативного танца – общаться через движение. В креативном танце нет «правильного» или «неправильного» движения, нет шаблонов для заучивания. В креативном танце, человек раскрывает внутренние ресурсы, чтобы сделать прямое и ясное заявление, некое «послание» выраженное через движения своего тела. Креативный танец основывается на искусстве самовыражения. Работа с этим искусством открывает тропинку к выражению внутреннего бытия. Для профессиональных танцоров дорога к танцу начинается с тренировки инструмента – своего тела. В креативном танце дорога начинается с изучения элементов танца и их «образов».

В чем же состоит актуальность обучения детей такому виду танца?

Все мы знаем, что язык танца – это движение, а инструмент это человеческое тело. Вопрос в том, как мы учим детей пользоваться этим инструментом? Приходя в танцевальный класс, дети слишком рано понимают, что они не совершенны и постепенно осознают, что они встают на трудный танцевальный путь, и на их плечи ложиться ответственность «правильного движения».

Во многих начальных школах есть программа физического воспитания, но танец нигде не включен. Также, во многих школах есть программы изобразительного и музыкального искусства, но танец нигде не включен. В физическом воспитании движение всего лишь функционально. То есть мяч должен быть «пойман» или «брошен». В гимнастике или физкультуре, безусловно, развивается гибкость, сила и растяжка. Так почему бы не использовать эту силу, координацию и контроль в эксперименте, который позволит детям установить связь внутреннего «я» с физическим телом, чтобы они стали единым существом? Почему бы ни позволить детям, например, на уроках музыки, раскачиваться или крутиться в различных ритмах, менять уровни и направления с разными музыкальными фразами?

А, в изобразительном искусстве, почему бы ни дать ребенку такой большой лист бумаги, чтобы, рисуя под музыку, его тело тоже могло двигаться? И, главное, почему бы ни дать детям «рисовать предметы» в пространстве под музыку различными частями своего тела, словно кисточками? Танец тесно связан с этими видами деятельности, но в то же время он уникален. Это единственная область, где сама активность становится искусством, и это необходимо для общего развития ребенка.

Все дети должны танцевать каждый день понемногу и не важно где… Пусть сегодня ребенок просто перепрыгивает через лужи, на пути из школы. А завтра, на уроке ДКТ мы будем экспериментировать, как можно перепрыгнуть через лужу различными способами. Например, мы можем сделать это «спиной» или «боком». Можно подпрыгнуть над лужей и сверху посмотреть на нее «как птица», или увидеть как в луже отражается облако и перешагнуть его. Поверьте, ваши дети найдут десятки способов перебраться через лужу, о которых, вы даже не подозревали, и это будет очень увлекательно.

Дети любят скакать и прыгать, так почему бы ни позволить им делать это, пока они сами не научатся качественно использовать силу, ритм, пластику своего тела, а также, окружающее пространство для освоения какой-либо танцевальной техники? Такой метод обучения носит название – «обучение с увлечением». Он основан на современных технологиях развивающего обучения. Практика показывает, что данный способ приобретения детьми танцевальных знаний, умений и навыков – есть наиболее рациональный, для физического и психического здоровья ребенка.

Детское восприятие жизни и самих себя должно развиваться через танцевальные занятия исследовательского характера. Они должны уметь видеть элементы танца в окружающем мире, и уметь строить связи между этими элементами и тем, что они видят, слышат и чувствуют каждый день. Дети должны развивать и использовать свое кинестетическое чувство. И, только, тогда они будут знать возможности своего тела и смогут контролировать движение изнутри, исходя из его содержания, а не только формы. Они смогут говорить на языке тела и смогут понимать язык других тел. Самое замечательное, что данный вид танца не нуждается в рассказах, трюках или специальных стимулах, чтобы мотивировать детей. ДКТ (Детский креативный танец), основанный на импровизации, одновременно, увлекателен и достаточно важен, чтобы быть тем, что дети действительно захотят делать сами.

Детский Креативный Танец может помочь ребенку в таких важных аспектах как:

  1. Открыть для себя движение – как способ выражения;
  2. Научиться творчески использовать элементы танца и использовать их элементы для выражения себя и своего мировосприятия;
  3. Раскрыть свою индивидуальность через импровизацию, познавать себя через движение, формировать собственный образ мышления, искать свои индивидуальные направления на пути творческой реализации;
  4. Установить связь между телом, разумом, языком, мыслями, воображением, идеями через импровизацию, научиться взаимодействию с самим собой;
  5. Развивать чувство равновесия своего тела и возможность свободно управлять им, перемещаясь в сценическом пространстве на высокой скорости;
  6. Развивать высокую степень выносливости, благодаря умению распределять энергию движения, грамотно используя вес тела, усилие, направленность;
  7. Достичь свободы в движении, повышающей возможность концентрации и контроля над движением;
  8. Развить способность осознанного движения, «открыть внешний фокус» восприятия окружающей действительности и видеть, что происходит вокруг, сохраняя ясность.

Детский Креативный Танец имеет важное значение для гармоничного формирования здоровой психики ребенка, во взаимодействии с собственным телом

ДКТ уникален в своем роде, так как это единственный вид деятельности, в котором физические движения используются не только функционально, а в первую очередь для личностного выражения. Это целостный процесс, объединяющий Ум, Тело и Душу. В таком танце дети увлечены не игрой, не предметом, и даже, не каким-либо человеком, их концентрация и осведомленность фиксируется на самом акте движения.

Именно этот «фокус» внимания помогает детям открыть удивительную взаимосвязь между их телом, разумом, языком, мыслями, воображением и идеями через импровизацию. Они узнают, что может их тело, как оно взаимодействует, какая у него есть сила и энергия. Они не просто прыгают, они одновременно чувствуют – «что такое прыгать». Кроме того, они познают себя, познают время, ритм и темп. Они познают пространство, направление, размер и уровень.

И, самое главное, у них пропадает страх «неправильного» и «некрасивого» движения. Условно, они как бы получают «разрешение» – исследовать все возможности своего тела и экспериментировать смело и открыто!

Важно то, что креативный танцевальный опыт учит детей познанию и контролю над движением. Они могут открыть для себя, что элементы танца присутствуют в живописи, музыке, литературе, и это знание поможет им оценить линию, рисунок, массу и форму в живописи; мелодию, гармонию, ритм, выразительность в музыке; воображение и ход сюжета в литературе. Они учатся «говорить» посредством тела, и таким образом, познают язык тела и его связь со словами.

Для всех детей очень важно познать самих себя как растущих, меняющихся людей. Познание себя – это первостепенно по важности для трудных детей, для замкнутых детей, для одаренных детей – для всех детей. Детский Креативный Танец помогает детям находить общий язык, прежде всего, с самими собой.

Достижение свободы в движении увеличивает способность детей больше концентрироваться, также, и в классическом танце и в других науках, в частности в школе. Конечно, танец связан с математикой, с языком, гуманитарными и естественными науками. Иногда от учителя требуется всего лишь один вопрос, чтобы дети начали выстраивать связи: «Кто в природе использует всю спину, чтобы передвигаться в пространстве?», «Ты можешь прыгнуть грустно? А теперь – прыгни радостно? Понаблюдай, как отличается твое движение (по форме, качеству, скорости) в этих двух задачах? Какими другими наречиями можно сказать, как ты прыгаешь?» «Ты можешь двигаться в форме фигуры ромб, треугольник, овал?»

ДКТ полностью основан на чудесном искусстве импровизации. Детей не нужно будет заставлять сидеть на шпагате и терпеть болевые ощущения, вовремя растяжки. Нужно просто задавать им правильные вопросы, подбирая подходящие образы, заставляя их воображение активно работать. И, они начнут отвечать на эти вопросы своим телом, играть с предлагаемыми образами, и сами сядут на шпагат естественным образом, и поверьте, даже не заметят этого.

Главная цель ДКТ научить детей творчески использовать элементы танца. Поэтому процесс обучения начинается с знакомства с основными элементами танца и образами, которые отображают эти элементы. Танец – это творческий вид деятельности, и детям необходимо знать, что в нем есть несколько базовых элементов, как эти элементы называются и как используются. Одна только свобода не развивает творчество. В то время как свобода, уравновешенная с дисциплиной и структурой – развивает. Детям нужно ставить очень конкретные творческие задачи, и создавать креативное пространство для поиска решения этих задач. А затем, важно им помочь собрать в единую структуру все найденные решения и результаты их экспериментов. То есть, вначале дети исследуют и экспериментируют, затем понимают и контролируют, в конце они используют элементы танца для собственного творческого выражения и делают это осознанно.

Очень важно использовать метод вопроса и вызова, способ «постоянной провокации». Детям нужно изучить его «вдоль и поперек». Им нужно самим открыть, что максимально может делать их тело с данным элементом. Даже, давая простейшее задание, важно стараться спрашивать их, а не показывать им.

Представляя элемент для изучения, вначале используется зрительная поддержка, слова, материалы или провокационные загадки, которые разъяснят, что же дети будут учить. На занятиях можно использовать различные предметы и аксессуары, чтобы было легче воссоздать образ в воображении ребенка и удерживать его необходимое время. У маленьких детей воображение яркое, но текучее и блуждающее, и они не могут долго удерживать один и тот же образ. Например, можно использовать резинки разной длины, чтобы помочь постичь такие характеристики как «удлиннение», «растяжение», «расслабление»; перья для понимания характеристик «легкость», «воздушность»; мягкую глину для понимания «мягкости», «тягучести»; маятник для работы с весом тела, раскачивания различных его частей и т.д. Например, окна, часы, флажки, картинки, мячи, обручи, ленты, платки, зонты имеют форму (плоскую, объемную) и это, может быть отражено в движение тела в пространстве. И, так далее, это постоянная работа педагога-хореографа мыслить образно и всюду искать образы для работы с детьми. Также, все эти исследования могут проводить и сами родители с детьми, в домашних условиях или на природе.

В процессе импровизации главным связующим элементом является образ. Работа с образами полностью погружает детей в исследовательский процесс, максимально активизирующий фантазию ребенка и развивающий творческое воображение.

Импровизация позволяет ребенку трансформироваться внутри танца, меняет его мировосприятие, разворачивает перед ним другую действительность. Он облекает свои эмоции в движение и придает новый смысл всему, что его окружает.

Во время импровизации в сознании ребенка происходит анализ. Когда его тело начинает движение, к нему подключается и разум, они проникают друг в друга и становятся неразделимым целым. Тело познает себя через разум, а разум через тело.

В этих условиях для меня как для педагога важно всегда грамотно ставить вопросы, а детям научиться искренне на них отвечать индивидуальностью своего тела. Обучаясь танцу в первые годы, ребенку нет необходимости заниматься только офп, ритмикой и гимнастикой. Этот необходимый набор дисциплин можно дополнить как раз таки ДКТ, который состоит из различных техник импровизации. В данном сочетании дисциплин, каждый урок это будет грандиозный результат, потому что финал урока для ребенка это обязательно новое открытие возможностей своего тела.

Дети учатся акцентировать детали в движении и выражать идеи, меняя направление, уровень или форму с новой музыкальной фразой. Они увлекаются открытием собственного ритма и его контролированием. Я наблюдала ситуацию, когда у многих хороших взрослых танцоров не получается преподавать детям или взрослым креативный танец, так как они не знают целей. Они привыкли к «физическим целям», таким, как обучение комбинациям конкретных танцевальных па и шагов. Не зная, какие цели должны быть в креативном танце и чему учить, они путают свободу и креативность. Они думают, что творчески обучать значит заставить класс двигаться как «слоны», или как «бабочки», и так далее. Играет некая музыка, а дети, не зная, как начать, смеются, «уходят в себя» и начинают дурачиться. Но это, всего лишь результат отсутствия опыта и четкого понимания что есть «креативность». Структура ДКТ лежит в основе импровизации, импровизация без структуры – полный хаос.

Контроль над классом идет из грамотной структуры урока, а со структурой будет «простота и свобода». Контроль должен быть заложен в самой дисциплине танца. Когда танцоры не мешают друг другу и не наталкиваются на объекты в пространстве, используют свое тело, чтобы увернуться от столкновения и свободно передвигаться в переполненных местах. Дети могут научиться этому самоконтролю. И главное, рождается атмосфера сотрудничества «Хореограф-педагог» и «ребенок-исследователь», мнение которого важно для учителя, и имеет право быть высказанным.

Выводы и перспективы в обучении Детскому Креативнчому Танцу

ДКТ поощряет выразительные способности ребенка. Художник использует холст и краски. Музыкант – инструмент и звук. Танцор использует свое тело и пространство сцены, таким образом, что танец становится полнейшим выражением личности – тело, ум и душа включены в нефункциональное выражение и взаимодействие с самим собой. Этот вид выражения, не может быть развит больше ни в какой другой области.

Дети с удовольствием учатся прыгать, скакать галопом, двигаясь и экспериментируя, но не тогда, когда их учат, а когда их провоцируют на это. Задача педагога предлагать возможности для этих экспериментов и их развития, уметь направлять детей в то пространство, где они открывают для себя опыт танца. Занимаясь только классикой, детей, взрослея, думают, что танец – это комбинация шагов, которые просто следует выучить. Они будут искренне удивлены и восторженны, что это совсем не так. Возможно их движения будут необузданны, дики и свободны, но при этом они будут достаточно выразительны и самобытны.

Детский креативный танец это есть не только искусство, но и терапия, и даже эзотерическое действие. Такой танец подобно другим телесно ориентированным практикам, открывает для детей возможность пройти в другой мир, в другую реальность, где они имеют дело с не утилитарными функциями, а со своей собственной личностью, с ее идеалами и мечтами. Ведь тело это не только инструмент выражения, но также инструмент восприятия.

Важно отметить, что в первый же месяц обучения, параллельно с основными дисциплинами, нужно начинать работу с детьми над постановками танцевальных историй и даже мини-спектаклей. Это необходимо для того, чтобы они имели больше возможности просто «танцевать» и не обрастали комплексами «неправильного» движения. Этот процесс называется «Dance-Lab», или простыми словами, Танцевальная лаборатория.

Главная задача танцевальных лабораторий – создать все необходимые условия, для того чтобы дети-танцоры имели свободу экспериментировать с движением и открыть для себя такой мир танца, в котором их тело всегда может быть честным!

В данной связи, меня как хореографа-постановщика интересует работа с индивидуальностью ребенка и его творческим потенциалом. И оттого, насколько эту индивидуальность удалось раскрыть, зависит ценность каждой моей постановки.

Подробнее о моей работе можно прочитать здесь: Open.Ballet.Studio и Танцевальная Лаборатория Снежаны Романовской

-7

Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»