Найти тему

СЕКРЕТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОЕННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ И ЮРИСТОВ

Накануне 23 февраля несколько строчек о военной службе автора канала. Будучи простым гражданином своей Великой Родины, горжусь тем, что являюсь выпускником Военного Краснознаменного Института Министерства Обороны СССР, закрытого и действительно элитного вуза, который базируется в Москве, в Лефортово.

Фото добавлено из открытых источников
Фото добавлено из открытых источников

Много названий поменял институт за время своего существования. Долгое время он носил название ВИИЯ КА - Военный Институт Иностранных Языков Красной Армии. Затем институт переименовали в Военный Институт Министерства Обороны СССР, позднее в Военный Краснознаменный Институт МО СССР. В настоящее время он носит название Военный Университет МО РФ, уникальное учебное заведение, получившиеся в результате слияния Военного Краснознаменного Института и Военно-Политической Академии им. В.И. Ленина.

Следует отметить, что выпускнику юридического факультета Военного Краснознаменного Института не требовалось в последующем учиться в военных академиях, поскольку сам институт был в ранге академии. Юрист без дополнительного академического образования мог занимать высшие юридические должности в ранге генерал-полковника - Председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, Главного военного прокурора Генеральной прокуратуры СССР.

Во времена СССР все знали о таких известных вузах, как МГУ, МГИМО, но большинство людей, услышав название - Военный Краснознаменный Институт, удивленно спрашивали - "А такой институт существует?"

Да, существует. И его элитный статус не только в том, что крупные руководители армии, ФСБ, разведки, прокуратуры и военных судов направляют своих детей получать образование в его стенах. Впрочем, по таким параметрам военный институт составляет сильную конкуренцию МГИМО. Элитный статус института, прежде всего, в очень качественном образовании.

По признанию переводчиков, им в арабском, персидском, португальском и иных, совсем редких языках конкурентов нет. Читатель, согласимся, что переводить в бою, когда рвутся снаряды, это совсем не то, когда переводят, мирно улыбаясь, на книжной выставке! На книжной выставке ты не должен переводить, преодолевая страх за свою жизнь, а от переводческой ошибки не зависят жизни других людей.

Курсанты-юристы расследуют учебные уголовные дела с составлением всех процессуальных документов и использованием всех технических средств, отрабатывают действия в лабораториях и в специально оборудованных классах, имитирующих место преступления. По судебному процессу проводятся игровые судебные заседания по настоящим делам, полученным из архива судов.

Распределение – немаловажный фактор. Выпускники ВКИ, переводчики и юристы проходят военную службу в военном суде, военной прокуратуре, Следственном комитете, ФСБ, ФСО, СВР, в различных федеральных структурах, таких как Главное управление международного военного сотрудничества МО, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, в ряде подразделений Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Совете Безопасности.

Автор канала «Юридические секреты» после окончания института получил распределение в военный трибунал, где и продолжил военную службу в должности судьи военного трибунала.

Вернемся к Институту. Само название - Военный Краснознаменный Институт МО СССР, является абсолютно нейтральным творением. Бывали случаи, когда на вопрос школьных одноклассников -"Ну, где ты сейчас?" я отвечал, что учусь в военном институте, после чего следовал второй вопрос - "Каком военном? Танковом, десантном?" При этом собеседник всегда поправлял меня, что есть только военные училища. В наше время, абсолютно ничего не говорящее, нейтральное название сохраняется - Военный Университет МО РФ.

В нашей стране были еще такие же институты-невидимки - Краснознаменный Институт Первого Главного Управления КГБ СССР и Академия Советской Армии, которая более известна под названием Военно-дипломатическая академия. Имеется и отличие КИ и АСА от моего родного ВКИ. В ВКИ принимаются вчерашние школьники, которые получают наряду с военной специальностью, престижные общегражданские специальности. Краснознаменный Институт ПГУ КГБ и Академия Советской Армии строили свой учебный процесс по программе второго высшего образования, а изучаемые дисциплины в их стенах носили сугубо прикладной характер.

Характерно, что отлаженная система обучения в институте позволяет подготовить прекрасного высококвалифицированного специалиста из любого курсанта. Обязательное присутствие курсантов на занятиях, постоянный контроль со стороны офицеров за выполнением домашних заданий, наказания за двойки и тройки и за сон на лекциях, все это приводит к тому, что вчерашний слабый абитуриент превращается в успевающего курсанта … или уходит из института в более спокойные места с щадящим учебным ритмом.

Так что же такое Военный Краснознаменный Институт?

Встречались упоминания об институте крайне редко. Можно найти воспоминания наших участников войны во Вьетнаме или на Ближнем Востоке, в которых случайно будут упомянуты курсанты и офицеры из военного института. В книге Виктора Суворова "Inside Soviet Military Intelligence что-то посвящено военному институту. К сожалению, в книге переплетены правда и вымысел. Нельзя согласиться с мнением автора, что институт входил в структуру военной разведки, поскольку автор упустил другие силовые организации, которые имеют прямой интерес в деле воспитания квалифицированных кадров в стенах института. Речь идет о военной прокуратуре и военных трибуналах. По этой же причине я не согласен с западными авторами, которые во времена "холодной войны" в своих публикациях именовали институт не иначе, как "осиное гнездо советской разведки".

Хотя ВКИ вроде бы и не было, что это институт – невидимка, тем не менее, институт существовал в ранге академии. В годы моей учебы начальником института был генерал-полковник Танкаев Магомед Танкаевич, у которого три заместителя генерала. Двое заместителей генерал-лейтенанты (один из них начальник политотдела института) и генерал-майор - заместитель по научной работе и ряд иных заместителей.

В институте пять факультетов, иностранное отделение, офицерские курсы. Кроме того, были курсы повышения квалификации и много "еще чего".

Теперь о факультетах. Западный - где учились переводчики западных языков. В составе факультета было отделение ускоренного обучения, или "ускор". Курсанты ускора учили язык, и не обязательно западный, один год. Этот свой язык они "долбили" с утра и до позднего вечера. Ведь всего за один год им предстояло научиться говорить и сносно понимать ранее, абсолютно неизвестный им язык! После этого им присваивали воинское звание "младший лейтенант" и они отправлялись на войну на два года в одну из стран Африки. Но многие изучали фарси, пушту и провели командировку в Афганистане. В те годы ощущалась острая нехватка кадров в этой азиатской стране. Как правило, наши "ускорники" возвращались уже старшими лейтенантами, с наградами. Их зачисляли на второй курс Западного факультета. Поэтому, когда я выпускался из института, мои друзья с "ускора" заканчивали только третий курс.

Выпускники западного факультета владеют двумя - тремя иностранными языками в совершенстве.

Следующий факультет - Восточный, где учились переводчики восточных языков. Восток - дело тонкое, поэтому я сразу перехожу к описанию следующего факультета, попутно только замечу, что курсантов и выпускников Восточного факультета можно встретить в любой арабской стране, странах Индокитая, т.е. там, где стреляют, где нуждаются в руке помощи нашего государства.

Факультет спецпропаганды. Позднее он переименован в факультет зарубежной военной информации. Специальность, которую получают на факультете – политработник со знанием двух иностранных языков. Чтобы было понятно о чем идет речь, спецпропаганда - это PR и регионоведение, т.е. сразу два в одном флаконе.

Пятый факультет - женский. Что можно сказать о наших девчонках? Они даже в армии остаются девчонками. Но их диплому позавидовали бы выпускницы любого столичного института (если бы знали о существовании нашего института).

Мой родной юридический факультет! Моя "Юрла"! Или, как принято в институте называть факультеты по номерам - четвертый факультет. Курсанты нашего факультета отличались от других курсантов тем, что на петлицах носили эмблему щит с мечами. Курсанты иных факультетов носили эмблему обычную общевойсковую "капусту" - сижу в кустах и жду героя, поскольку для "переводяг" эмблемы не придумали.

Учиться было интересно. Лекции на исторические темы нам читали в музеях Москвы. Исторический музей, музей революции, Кремль, музей КГБ, ленинские Горки - это не полный список музеев, куда нас вывозили на лекции. Лекции по судебной психиатрии нам читали в НИИ им. Сербского, где демонстрировали в виде наглядных пособий живой "материал" - больных.

Военную историю нам преподавал кандидат наук полковник Ионченко Николай Васильевич, настоящий любимец всего военного института и легендарная личность. Он получил воинское звание "майор" будучи очень молодым, а полковником стал под старость. В одной из стран, где руководил резидентурой Ионченко, случился провал и Никита Сергеевич Хрущев приказал строго наказать виновника. Николай Васильевич около часа докладывал ситуацию министру обороны маршалу Жукову. Маршал сказал, что ему ситуация понятна, на Ионченко вины нет, однако Верховный приказал наказать, поэтому он должен наказать Ионченко, но выбирает наказание мягкое - задержать воинское звание. Потом Жуков был отстранен, а снять ранее наложенное взыскание с Николая Васильевича долгое время никто не решался. Как же! Взыскание то наложено самим Жуковым! К сожалению, полковника Ионченко уже нет с нами. Время берет свое.

Военная подготовка тоже присутствовала в нашем учебном процессе. Изучали военную технику, тактику до действий дивизии включительно. Прочитав о нашей военной подготовке, читатель может спросить - А зачем такая подготовка, зачем пустая трата времени? Нет, дорогой читатель, не пустая. Наша задача не дивизией командовать, а расследовать случаи преступных действий командования. Как можно допрашивать командира, выносить по его действиям судебные решения о виновности, если даже не представлять, о чем идет речь?

Около трех месяцев в конце пятого курса каждое утро мы разъезжались по библиотекам Москвы и работали над своими дипломами. Автор прикреплялся к библиотеке института при ЦК КПСС, куда оформили пропуск по ходатайству начальника кафедры теории государства и права Стрекозова В.Г. Позднее генерал-майор Стрекозов Владимир Георгиевич до конца своих дней был заместителем председателя Конституционного Суда РФ.

Потом, много лет спустя были и РАГС при Президенте РФ, и магистратура МГЮА, но учеба в Военном Краснознаменном Институте была и остается на особом, почетном месте у Автора.

©Владимир Выборный, магистр юриспруденции (МГЮА, Москва)