30 октября 1961 года специально оборудованный советский бомбардировщик Ту-95 полетел в сторону Новой Земли — удаленной цепи островов в Северном Ледовитом океане, — которую СССР часто использовал в качестве полигона для ядерных испытаний. Сопровождал Ту-95 меньший самолет, оснащенный кинокамерой и приборами для анализа проб воздуха. Но это не было обычным ядерным испытанием. К нижней части бомбардировщика была прикреплена термоядерная бомба, которая была настолько большой, что не поместилась бы в обычном внутреннем бомбовом отсеке. Цилиндрическое устройство было 8 метров в длину и весило почти 27 тонн.
Аппарат имел прозаическое официальное название «Изделие 602», но вошел в историю под прозвищем Царь-бомба. Имя не было преувеличением. Мощность Царь-бомбы оценивается примерно в 57 мегатонн, что в 3800 раз превышает мощность 15-килотонной атомной бомбы, разрушившей Хиросиму в 1945 году. В тот день, в 1961 году, она была выпущена на парашюте, чтобы замедлить спуск и дать шанс спастись экипажу бомбардировщика.
Когда гигантская бомба, наконец, взорвалась на высоте около 4 км над своей целью, взрыв был настолько мощным, что уничтожил все в радиусе 35 км и образовал грибовидное облако, которое возвышалось почти на 60 километров. В городах в радиусе 160 км от эпицентра были разрушены деревянные дома, пострадали кирпичные и каменные постройки. Ударная волна обогнула Землю три раза.
В августе 2020 года о Царь-бомбе, о которой почти все позабыли, снова сообщили в новостях. «Росатом» разместил на YouTube фильм, в котором показан сам взрыв и его последствия:
Зачем Советскому Союзу понадобилась такая огромная бомба?
Испытание Царь-бомбы было символом нарастания напряженности между Советским Союзом и США после того, как в июне 1961 года саммит в Вене между советским лидером Никитой Хрущевым и президентом США Джоном Кеннеди прошел не очень хорошо. Хрущев, по-видимому, решил показать силу, продемонстрировав советское военное мастерство, в том числе отменив неофициальный мораторий на ядерные испытания, которого обе страны поддерживали с конца 1950-х годов.
Возобновление испытаний дало шанс советским ученым, занимающимся созданием оружия, опробовать свою идею создания гигантской водородной бомбы, которая была намного больше, чем самое мощное оружие в арсенале США.
В устрашающей логике тотальной ядерной войны наличие высокомощной водородной бомбы, теоретически, имело определенный смысл. В то время, ракеты, способные поражать цели на дальних расстояниях, все еще находились в зачаточном состоянии. Советский Союз не имел достаточного количества стратегических бомбардировщиков. У США, напротив, было множество самолетов, которые могли наносить удары с баз, удобно расположенных недалеко от советской территории. В таком случае, если мы можем доставить до цели одну, две или три бомбы, то они должны быть невероятно мощными.
Но советские исследователи довели эту идею до крайности. Первоначально они предполагали создание 100-мегатонного оружия с высоким уровнем радиации, но в дальнейшем снизили мощность почти вдвое после того, как политическое руководство СССР выразило обеспокоенность по поводу уровня заражения от такого взрыва, но даже после снижения мощности японские власти обнаружили самый высокий уровень радиации в дождевой воде, который когда-либо регистрировался. Невидимое облако радиоактивного пепла дрейфовало на восток через Тихий океан, а затем пересекло Канаду и район Великих озер в США.
Слишком большая, чтобы бояться
Царь-бомба попала на первые полосы почти всех газет в США, но правительство не было впечатлено демонстрацией разрушительного ядерного орудия. Как писал авиационный журналист Том Демерли, у США были концентрические кольца обороны, от радаров раннего предупреждения до истребителей и ракет класса «земля-воздух», что затруднило бы успешное нанесение первого удара. А столь массивное устройство, как Царь-бомба, было опасно и для самого самолета, который его сбросил. Настолько опасно, что экипаж Ту-95 имел только 50-типроцентный шанс выжить.
Специалист по ядерному оружию Павел Подвиг считает:
«Все понимали, что бомба слишком велика, чтобы ее можно было успешно применить на практике. С точки зрения разрушительной силы эффективнее использовать несколько меньших орудий, чем одно большое»
Царь-бомба в итоге превратился в жуткую диковинку ядерного века. Никаких дополнительных устройств такого типа не производилось. Вместо этого СССР пошел в другом направлении. Через несколько лет после испытания Царь-бомбы советские конструкторы ракет совершили крупный прорыв в области жидкого топлива, открыв путь к производству стратегических ракет, которые можно было держать в готовности к запуску в течение длительного времени и спрятать в защищенных шахтах.
Примерно в 1964-65 годах Советский Союз решительно сделал упор на межконтинентальные баллистические ракеты, которые могут нести несколько боеголовок, каждая из которых поражает разные цели.