Торговля электронной (видео, радио, фото, сотовые телефоны) и хозяйственно-бытовой (холодильники, пылесосы, утюги) техникой имеет свои отличительные особенности. Продавцами бытовой техники работают, в основном, мужчины (и чаще – молодые) со средним или высшим техническим образованием, или без технического образования, но хорошо разбирающиеся в технике. Считается, что мужчины лучше разбираются в технике, поэтому женщина за прилавком подобных отделов – редкость. Продавец должен знать предмет своей торговли. Это особенно актуально для продавца бытовой техники. Современная бытовая техника бывает весьма разнообразной: от самой простой до достаточно сложной и очень сложной. И она развивается: появляются новые модели и модификации как имеющегося в наличии ассортимента в магазине, так и отсутствующего. Продавцу все это надо знать досконально и уметь объяснить и посоветовать покупателю. Приведем следующие примеры: покупателю непросто разобраться без совета продавца даже при выборе телефона, т.к. различных их моделей сейчас существует великое множество. Без продавца покупатель затратит гораздо больше времени на выбор покупки, у него глаза «разбегаются» у прилавка. Такая же ситуация при покупке фотоаппарата, телевизора, компьютера и другой бытовой техники. Хорошо, если покупатель сам разбирается в данной технике, а дилетанту без продавца не обойтись, Продавец должен быть, если не специалистом, то, хотя бы, очень компетентным, разбираться в этих областях техники. Он должен знать имеющийся в магазине товар и другие существующие модели данного наименования, их классификацию, характеристики, уметь продемонстрировать имеющуюся технику в действии, иметь хотя бы элементарные знания и навыки по их ремонту и т.д. К продавцу высокого класса покупатель может обратиться как к эксперту в данной области техники. Таким образом, знание предмета своей торговли – наиболее характерная черта данной профессии.
Продавцам бытовой техники в небольших фирмах приходится самим ездить за товаром, совмещать работу продавца и грузчика. Это является одной из причин предпочтения продавцов-мужчин.
Предмет торговли диктует условия труда для торговли им. Бытовую технику перед продажей необходимо проверить, продемонстрировать покупателю в рабочем состоянии. Для этого необходимы определенные условия: специальное помещение, электрическая сеть с необходимым напряжением.
Продавцам нравится работа с техникой, осваивание новых моделей, обучение новейшим технических разработок. В этом проявляется и повышение профессионального уровня и моральная подпитка.
Престиж профессии. Люди, работавшие ранее инженерами-конструкторами, регулировщиками на заводах, в конструкторских бюро, а теперь вынужденные стоять за прилавком, относятся к своей настоящей профессии просто с иронией. В такой ситуации говорить о престиже не приходится. В последнее время появляются новая группа молодых продавцов, для которых настоящая профессия является первой и служащей нормальным средством заработка.
В случае увольнения представители данной профессии будут искать работу по своему «узкому» профессиональному профилю в соответствие со своим образованием. Кроме торговли они могут найти для себя работу и в соответствующих сферах обслуживания.