В своей прошлой статье про паровозы Эш и Эг я говорил о том, что тема паровозов серии Э настолько обширная, что «поедать» её нужно маленькими кусочками.
Сегодня я расскажу вам про еще одну веху развития этой серии — про паровоз серии Эу.
В нижегородском музее «Паровозы России» он стоит рядышком с Эш и Эг, поэтому довольно удобно сравнивать все три образца.
Паровоз серии Э
Паровозы серии Э выпускались с 1912 по 1957 год. В течение всего этого периода базовая конструкция постепенно модернизировалась.
Первой серьезной модификацией стал паровоз Эу, выпуск которого продолжался с 1926 по 1930 годы.
История паровоза началась в 1912 году, когда в КБ Луганского паровозостроительного завода разработали новый паровоз типа «0-5-0» — один из самых надежных грузовых советских паровозов.
Паровозы серии Э стали первыми, изготовленными по калибрам, что исключало необходимость ручной подгонки деталей, а также позволило передавать заказы на производство на другие заводы. Что, собственно, и доказали шведские и немецкие заказы на партии паровозов Эш и Эг, соответственно.
Модернизация паровозов серии Э
В конструкцию паровозов серии Э был заложен огромный потенциал по модернизации, который потребовался после окончания Гражданской войны.
Тогда СССР решил взяться за обновление народного хозяйства, в том числе – технического парка железнодорожной техники. Сюда попадали и паровозы серии Э.
К тому времени ряд недостатков паровозов серии Э стали очевидны. Например, еще в 1915 году во время испытаний стало понятно, что паровозы имеют недостаточную температуру прогретого пара.
В 1925 году в Научно-экспериментальном институте Наркомата путей сообщения СССР приступили к работам по модернизации паровоза. И решение проблемы с температурой пара поставили на первое место.
В итоге первым делом заменили четырехтрубный двухоборотный пароперегреватель Шмидта шеститрубным однооборотным пароперегревателем С.М. Чусова, увеличили количество жаровых труб с 25 до 32, а дымогарных – снизили со 188 до 157.
Был еще ряд изменений, которые я не буду упоминать, чтобы не быть нудным гиком.
Вам надо знать, что эти меры позволили поднять температуру прогретого пара до 350°С против 300°С у паровозов серии Э.
Кроме того, конструктивные изменения привели к увеличению сцепного веса с 80,6 до 85,6 тонны. Модернизированный паровоз получил новое название – «серия Эу (усиленный)».
Модернизированные паровозы серии Эу начали собирать с 1926 года на Коломенском, Луганском, Харьковском и Брянском паровозостроительных заводах.
Одновременно с этим на уже выпущенные паровозы серии Э ставили золотники Трофимова, что приближало их к производительности паровозов серии Эу. Но приставку «у» они не получали.
Всего с 1926 по 1932 год было изготовлено более 2200 паровозов Эу. Большую часть произвел Харьковский паровозостроительный завод.
Вместе с паровозами серии Э, паровозы серии Эу выполняли большую часть грузоперевозок на всех важных направлениях железных дорог европейской части СССР.
В дальнейшем конструкция паровоза серии Э продолжила улучшаться: в 1931 году появился паровоз Эм, а в 1934 — Эр.
Музейный Эу684-52
Паровоз Эу684-52, который находится в музее «Паровозы России» имеет довольно интересную историю.
Он был выпущен в 1928 году (по другим данным — в 1929 году) и какое-то время работал в депо Дебальцево-Восточная.
После начала войны в 1941 году он был эвакуирован на Рязано-Уральскую ж. д., после чего работал в составе Паровозной колонны особого резерва №10.
В ходе Курской битвы машинисты колонны №10 привели к фронту 1200 эшелонов с техникой и боеприпасами, спасли от вражеских бомбежек 29 воинских поездов, 99 локомотивов, более 1000 вагонов. В 1943 году колонна №10 была признана лучшей колонной сети железных дорог.
С середины 40-х годов паровоз трудился в депо Приднепровской железной дороги. В 1989 году он стал частью «Интертрека», а затем передан в музей «Паровозы России» в 1996 году вместе с другими паровозами.