Мое почтение!
Не в первый раз поднимаем на канале тему классической литературы – разговоры о ней актуальны всегда.
Сегодня мне хочется вспомнить произведения, которые в школьные годы оказали на меня наибольшее влияние. Какие – смешили, какие – мысли в голове переворачивали, а какие – глубоко трогали.
Эта идея пришла мне в голову, когда я начал возвращаться к школьной программе, в особенности – к русской классике. Сейчас перечитываю. Наплывают воспоминания и хочется их выговорить, выписать.
Конечно, все вспомнить не получится, но попытаться можно.
Давайте сразу обозначим: мне не хочется говорить, плохо ли что-то или хорошо в русской классике – это иной вес вопроса. Я буду писать о контакте с произведениями – с какими он случился, что отозвалось внутри.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Четвертый класс, а может – третий класс. Мы на уроке литературы. Учитель читает вслух. Затем – мы, в порядке очереди. Надеюсь, память не подводит меня – надеюсь, так оно и было. Далекие воспоминания.
Но я помню рисунки. Помню простые истины, написанные легким и понятным языком. Помню любовь к тексту, к жизни, к уроку литературы. Позднее я вернусь к этой крошечной повести. Дважды, если не больше. И всякий раз восприму ее по-разному, но с одним неизменным оттенком – любовью.
Это единственное произведение зарубежной литературы, которое мы, помнится, проходили в классе. Все остальное было списками чтения на лето, которые я избегал…
Александр Пушкин
Мы читали его стихи в начальной школе. Тогда же – ставили номера, у доски в классе и, бывало, в актовом зале. Помню величие, с которым на меня обрушивались строки «Буря мглою небо кроет…» и далее – по тексту. Помню, что позже, в старших классах, мне не особо нравился Пушкин в прозе.
Зато теперь – как раз наоборот. Перечитывая классика, я осознал, что влюблен в его прозу. А вот поэзия такой бури эмоций не вызывает… но и к ней возвращаться стоит. Определенно.
«Повести Белкина» – чудеснейший сборник, который хочется посоветовать читателю любого возраста! Короткая, искрометная, красиво сложенная проза. «Пиковая дама» впечатлила не так сильно, но все же – повесть хороша, нравится. В целом, вся проза Пушкина мне нравится.
Михаил Лермонтов
А вот с Лермонтовым как раз наоборот. В школе мне тяжело давался «Герой нашего времени», сейчас ситуация изменилась, но совсем чуть-чуть. Читать было тяжко, но по другим причинам – не поддающимся описанию. Дело, наверное, в контакте, которого не произошло.
«Мцыри» – другой разговор! Перечитал быстро, влюбился сразу. Как и в целом – в поэзию Лермонтова. Его слог мне как-то ближе, чувственнее.
Иван Тургенев, «Отцы и дети»
Этот роман был первым, который мне по-настоящему полюбился сразу же – с первых страниц. Помню, что находился под сильным впечатлением. Как делился им с мамой – рассказывая, как Базаров не прав, и почему я на стороне Отцов…
Кроме этих впечатлений мало чего помню. Знаю, что хочется перечитать – повторить. Нужно добраться.
Денис Фонвизин, «Недоросль»
А это – одна из первых комедий, над которой мы громко хохотали всем классом, читая произведение по ролям. К ней почти никто не оставался равнодушным – даже хулиганы с задних парт. Естественно: ведь сколько оскорблений можно оттуда почерпнуть!
Перечитывал недавно, и теперь мне конечно понравилось не только обилие ругательств, но и суть, персонажи, поднятые проблемы, картина эпохи. Тогда этого не замечалось, сейчас – восхищает!
Николай Карамзин, «Бедная Лиза»
И Лизе бедной сопереживал. Давным-давно. Сейчас, конечно, эмоций почти не было – на их месте был огромный интерес к персоне Карамзина, о чем мне еще хочется как-нибудь написать в другой статье.
Дай знать, если интересно.
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»
Но самым ошеломляющим образом на меня повлиял Достоевский. То, что я не спал ночами, зачитываясь – вина романа 155-летней давности… и размышлял над поднятыми вопросами, не спал подолгу. Бывало.
Эта проза как будто набросилась на меня. Я любовно выписывал оттуда цитаты, постоянно менял свое отношение к персонажам: любил и ненавидел, понимал и не всегда.
Книга стала первым серьезнейшим литературным опытом. Она натолкнула меня на последующие книжные поиски, на изучение человеческой психики, на романы об экзистенциальных кризисах. Во многом сформировала вкус.
Я помню сюжет, помню персонажей, все основные события, начало, завязку и концовку. А вот перечитывать – не знаю, наберусь ли сил.
Пальцем вверх, кстати, можно поддержать статью и поднять настроение автору :)
Две популярные легенды о русских классиках, в которые продолжают верить.