Найти в Дзене

Расследование №3. Блез Паскаль как доказательство мудрости верующих!

В диалогах с верующими, в качестве аргумента, часто можно услышать цитаты французского ученого Блеза Паскаля. Его имя любят вспоминать по двум поводам. Во-первых, когда хочется показать, что крупные ученые тоже верят в бога, а значит религия – это выбор самых мудрых ученых планеты! Во-вторых, верующие любят вспоминать Паскаля, когда им хочется доказать отсутствие противоречий между наукой и религией, мол, смотрите, большой ученый верит и высказывается в пользу бога! Какие могут быть противоречия?

К сожалению, верующие ограничиваются цитатами Паскаля, скопированными с религиозных сайтов, совершенно не интересуясь судьбой и взглядами этого человека. А зря. Ведь именно его судьба проливает свет на изменение его взглядов и доказывает совершенно обратное, то, с чем спорят верующие – наличие фундаментального противоречия между религией и наукой. Давайте же хоть немного разберемся в этом вопросе, чтобы не повторять ошибок и не позориться, высказываясь на публике!

Блез Паскаль. Живопись. Из открытых источников.
Блез Паскаль. Живопись. Из открытых источников.

Юность Блеза Паскаля.

Блез родился во Франции, его мать умерла, когда ему было 3 года. Воспитанием ребенка занимался отец, хорошо осведомленный в науках сотрудник налогового управления. Уже в 11 лет Паскаль заинтересовался звучанием фаянсового блюда, случайно задетого ножом. И не просто заинтересовался, он провел опыты, а позднее написал посвященный природе звуков трактат. Кто из нас способен на такое в 11 лет? В 19 лет Паскаль начал работы над механической арифметической машиной чтобы упростить расчеты, которыми приходилось заниматься его отцу по долгу службы. Придуманные Паскалем принципы будут использоваться в аналогичных машинах 300 лет.

Начало кризиса.

В 1646 году отцу Паскаля исполнятся 58 лет, его здоровье становится все хуже и хуже. От врачей, лечащих отца, Паскаль узнает о католическом движении «янсенизм», которое впоследствии будет осуждено как ересь. Течение «янсенизм» основано голландским епископом Янсением (Корнелисом Янсеном). Вероятно, янсенизм стал результатом интеллектуального переосмысления взглядов одного из отцов церкви Аврелия Августина Блаженного (несмотря на то, что это православный святой, уверен, его взгляды оказались бы шокирующими для многих современных православных, рекомендую к прочтению). Уже в 17 веке Янсений пришел к тому, что свободы воли не существует, и что спасение человека предопределено исключительно божественной благодатью и не зависит от поступков самого человека. Естественно, такое утверждение не способствовало социально-воспитательной роли религии, которая диктовала нормы поведения, и не могло удовлетворить Папу. Поэтому учение было обречено на осуждение, что и сделал Папа Иннокентий X. Французская община «Янсенитов» состояла из интеллектуалов своего времени, позднее членом общины окажется и сам Блез Паскаль. Знакомство с янсенизмом посеяло в Паскале сомнение, тем ли делом он занят, и не является ли его научная деятельность по своей природе греховной. Позднее это сомнение приведет Паскаля к практически полному отказу от научной деятельности. Но обо всем по порядку.

В 1651 году отец Паскаля умирает, его младшая сестра Жаклин уходит в монастырь, здоровье самого Паскаля начинает ухудшаться. Паскаль остается без самых близких людей, много болеет, но продолжает заниматься наукой, и строит научные планы на будущее. Все резко меняется в 10 часов вечера 23 ноября 1654 года. В эту ночь, Паскаль переживает то, что она сам назовет «мистическое озарение». Если смотреть на событие скептическим взглядом, вероятно имеет место нарушение работы головного мозга, возможно отравление, возможно инсульт. Под воздействием яркого психического переживания Паскаль записывает религиозные тезисы не листе бумаги, затем переписывает их начисто и хранит оба листа до своей смерти в подкладке камзола. Историки называют эту записку «Мемориал» или «Амулет Паскаля». После этого события, Паскаль полностью перестает заниматься наукой, т.к. признает ее природу греховной, обзаводится духовником и перебирается жить в монастырь. Сначала ему становится лучше, он воодушевляется, становится абсолютным янсенитом, пишет учебники и высмеивает иезуитов (монашеский орден Римско-католической церкви, члены которого дают 4 обета: бедности, послушания, целомудрия и послушания папе римскому «в вопросах миссий») в «Письмах к провинциалу», за что Паскалю грозит заключение, и он даже вынужден скрываться. Большинство высказываний, которые любят цитировать современные христиане, Паскаль делает именно в этот период времени. Через 4 года его здоровье начинает ухудшаться. Он полностью утрачивает способность работать и умирает в 1662 году в возрасте 39 лет. Согласно современным предположениям, Паскаль страдал от комплекса заболеваний: злокачественной опухоли головного мозга, кишечного туберкулёза и ревматизма.

Полный текст обнаруженного после смерти Паскаля «Мемориала»:

  • ГОД БЛАГОДАТИ 1654
  • Понедельник 23 ноября день святого Климента папы и мученика и других мучеников.
  • Канун святого Хризогона мученика и других. Приблизительно от десяти с половиною часов вечера до половины первого ночи.
  • ОГОНЬ
  • Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова,
  • но не Бог Философов и ученых.
  • Уверенность. Уверенность. Чувство, Радость, Мир.
  • Бог Иисуса Христа.
  • Deum meum et Deum vestrum (Богу моему и Богу вашему).
  • Твой Бог будет моим Богом.
  • Забвение мира и всего, кроме Бога.
  • Обрести его можно только на путях, указанных в Евангелии.
  • Величие души человеческой.
  • Отец праведный, мир не познал тебя, но я тебя познал.
  • Радость, Радость, Радость, слезы радости.
  • Я разлучился с ним.
  • Dereliquerunt me fontem aquae vivae (Оставили меня источники воды живой)
  • Бог мой, неужели ты покинешь меня?
  • Да не разлучусь с ним вовеки.
  • Это есть жизнь вечная да познают они тебя единственно истинного Бога и посланного тобою И. X.
  • Иисус Христос
  • Иисус Христос
  • Я разлучился с ним. Я бежал от него, отрекся, распинал его.
  • Да не разлучусь с ним никогда!
  • Сохранить его можно только на путях, указанных в Евангелии.
  • Отречение полное и сладостное.
  • Полная покорность Иисусу Христу и моему духовнику.
  • Вечная радость за день подвига на земле.
  • Non obliviscar sermones tuos. Amen (Да не забуду наставлений Твоих. Аминь).

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Их несколько, и все они не в пользу христианско-обывательского взгляда на Блеза Паскаля:

  1. Паскаль не является адептом «официальной религии» того времени. Он член христианской интеллектуально-религиозной секты, которая позволяет себе даже высмеивать «официальную религию» и ее тезисы. И которая будет признана ересью. Поэтому Паскаля нельзя назвать «настоящим христианином», с точки зрения «официальной религии» он сектант-еретик.
  2. Паскаль очень остро переживает противоречие научного и религиозного мировоззрений. Принимая религиозное мировоззрение, он отказывается от греховного научного взгляда на мир.
  3. Будучи интеллектуалом Паскаль видит в христианстве «свои смыслы», более сложные для обывателя и противоречащие основным тезисам «официального христианства». Ученый отрицает свободу воли, считая, что все предопределяется божьей благодатью. Т.е. можно сказать, что Паскаль подгоняет религию под научный взгляд на мир.
  4. Паскаль задумывается о религии во время болезни отца, и ухода его сестры в монастырь. Т.е. переживая боль, отчаяние, одиночество.
  5. Вероятно, что его наиболее яркое «религиозное озарение» связано с течением и обострением предполагаемой злокачественной опухоли головного мозга. Паскаль интерпретирует состояние, вызванное болезненным помутнением рассудка как божественное откровение. Данный эпизод свидетельствует не столько о «религиозном откровении» или опыте, сколько об обострении болезни на начальном этапе и ее влиянии на мышление и чувства Паскаля. «Мемориал» Паскаля напоминает не текст, написанный ученым, а тезисы, набросанные в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения обычным человеком.
  6. Научная деятельность Паскаля приходится на годы юности и молодости. Отсутствие матери и отцовское воспитание, помогли сформировать у ребенка научный образ мысли и сделать ему тот вклад в науку, который он сделал. Это годы «стабильности» и «опеки», интеллектуального здоровья. Вероятно, отсутствие матери и женского влияния на ребенка помогает становлению более сильного и независимого интеллекта.
  7. Религиозная симпатия просыпается в Паскале в момент жизненного кризиса, а полный уход в религию предопределяются болезнью и полным угасанием интеллектуальных способностей на ее фоне.
  8. Из выводов 6 и 7 следует, что Паскаль верующий и Паскаль ученый – это как бы два «разных» человека. Это человек до болезни и человек после болезни. Это состояние молодого здорового интеллектуала и состояние больного после жизненного кризиса, в котором прогрессирует болезнь.
  9. Переход Паскаля из науки в религию и паломничество по религиозным местам не позволили ему продлить земную жизнь, которая оборвалась всего в 39 лет.
  10. Блез Паскаль, это не пример верующего интеллектуала. Это пример интеллектуала, который из-за болезни перестал быть интеллектуалом и стал верующим.

Уважаемые верующие, прежде чем грудью бросаться на амбразуру научного метода, изучайте «матчасть» своих «аргументов»!

Наука
7 млн интересуются