Доброго весеннего дня! В нашу новую весну берём с собой багаж радости из прошлых, - и вперёд!
Сегодня продолжение о главной функции психики для карьеры матери, жены, профессионала и всего остального. Это функция ЭГО или тестирование реальности. Это не про возраст, про сложные ситуации и способы выхода из них.
Достаточно ли здоров ребёнок, чтобы пойти в школу? Достаточно ли здоров ваш избранник, чтобы жениться? Критерии здоровья.
Напомню, здесь мы рассматриваем базовый курс детской психологии. О том, что и в каком возрасте у нас развивается.
Первая статья цикла базовой детской психологии здесь .
Первая статья данной темы здесь.
Латентный возраст (6-9 лет, часть 2)
Критерии здоровья
Первый показатель зрелости ЭГО: способность переносить беспомощность.
Виды беспомощности на трёх этапах детства:
- 1 вид, возраст до 6-8 мес. Беспомощность парализующая
Особенность возраста: я – это весь мир, за помощью идти некуда, – первый намёк на то, что есть "я" и "не я".
На этом этапе развития на состояние беспомощности любая психика срабатывает так: «мне ничего не надо, я ничего не хочу, возникает желание умереть». Поскольку это состояние никем не поддерживается, наступает момент безобъектного одиночества. А главное – умение – умение оставаться в контакте с реальностью. Здесь нет ни реальности, ни контакта. Самая большая ошибка психологов здесь – пытаются вытащить эмпатией, а психика в этот момент не способна принять эмпатию. Вылезти из этого состояния можно только через желание жить, через опыт полученных удовольствий. Когда желание жить и желание смерти встречаются в одном флаконе, возникает страх смерти. Лечится осознанием, что я имел право закончить состояние парализующей беспомощности. Главное, чтобы желания жить было чуть-чуть больше. Тогда свой выбор я сделал!
Испытывающие непереносимую беспомощность люди любого возраста отчаянно нуждаются в механизмах защиты. Например, всемогущество. Это обращение к великой силе. Когда ты не можешь с чем-то справиться, обратись за помощью. Кто-то в такие моменты обращается к высшим силам, но бОльшая часть страны защищается так: «Я всё могу». Сходил в горы: «Всех накрыло лавиной, а меня не накрыло, я – Всемогущ!». Это ловушка. Беспомощность перевёрнута во всемогущество. Люди начинают провоцировать реальность, рисковать. Как ни странно, это не всегда депрессия, чаще – у человека нет контакта с реальностью, а чувствуют он себя при этом отлично. А мы сидим в своих страхах и не можем делать те же вещи, что и они. При этом, возможно, могли бы, ведь не всё настолько опасно, как говорят нам наши страхи.
- 2 вид. Переживаемая беспомощность, 8 мес. - 1,5 года
Особенность возраста – моё «я» вырисовывается. Потихонечку появляются границы, это переходный период.
У людей на этой стадии развития появляется возможность взять от мира помощь. Если в этот момент появляется объект, который способен меня пожалеть, утешить, поделиться опытом переживание беспомощности, «без машинки можно справиться», беспомощность становиться переживаемой.
- 3 вид. Зависимая беспомощность, от 1,5 до 3 лет
Особенность возраста – мама становится мощным внутренним объектом, ребёнок учится её слушаться.
Если любящий меня объект рядом – беспомощность переносима. Если нет – я проваливаюсь в парализующую беспомощность. Но перед этим у меня есть пауза, в которую я стремительно ищу любящий объект. Острая потребность в объекте (маме, мужчине, женщине) позволяет нам остаться в контакте с реальностью, даёт ощущать себя живым.
Человек, остановившийся на этой стадии, может демонстрировать хороший контакт с реальностью, но при этом быть очень зависимым от любящего объекта.
- 4 вид. Переносимая беспомощность. 3 года
Особенность возраста - к 3 годам в норме, достигается объектное постоянство.
Беспомощность становится переносимой. Объект, который меня успокаивает, находится внутри меня.
Продолжение данной темы здесь .
Подробнее можно послушать в лекции Екатерины Сокальской :
Благодарю за внимание и всем успеха в воспитании себя и своих детей! У вас всё получится!
Подписывайтесь и ставьте лайк!