Очень часто (я бы сказал, в подавляющем большинстве случаев) имя Матильды Кшесинской ассоциируется с фактом ее связи с членами императорской семьи. Сей факт интересует людей более всего и притягивает к ней основное внимание. При этом, мало кто интересуется тем, как же в действительности танцевала Кшесинская.
Распространено мнение, что танцовщица она была так себе, и выбилась на главные роли только благодаря протекции высоких покровителей. Факт протекции бесспорен, однако, он ли сыграл решающую роль в восхождении балерины? Действительно ли она была посредственной танцовщицей, которую надо было тянуть за уши, т.к сама она мало что могла?
В этой статье мы приведем несколько фактов, доказывающих, что Матильда Кшесинская была на самом деле сильной танцовщицей. (сильной - не в том смысле, что могла пожать от груди сотку).
1. Кшесинская была балериной работоспособной и трудолюбивой, что проявилось еще во время обучения в театральном училище. Как вспоминает она сама, помимо усердных занятий в классах и на репетициях, она всегда приходила с готовыми уроками и по общеобразовательным предметам. А преподавателями по классике у нее были лучшие из лучших: Лев Иванов, Екатерина Вазем; лучший преподаватель эпохи, приверженец строгой классики, швед Христиан Иогансон. Последнему, по словам самой Кшесинской, она в большей степени и обязана своей карьерой.
Когда она уже была танцовщицей труппы Мариинского театра, ее занятия зачастую не ограничивались рамками отведенного времени - балерина занималась и сверх того. Например, она брала частные уроки у итальянского мастера балета, виртуоза Энрико Чеккетти, дабы постичь секреты техники представителей итальянской школы.
Конечно, работать, - это еще не значит с блеском делать, однако это, по крайней мере, доказывает тот факт, что Кшесинская прежде всего стремилась завоевать славу именно своими выступлениями, улучшить навыки своего танца. И конечно же, постоянная и усердная работа не может не давать положительный результат. Кроме того, не стоит забывать и о наследственности: и дед, и в особенности отец, Феликс Кшесинский, были одаренными танцовщиками (мать также была танцовщицей).
2. Судя по некоторым фактам, танец Кшесинской отличался виртуозностью. Так, еще в 18 лет она дебютировала в балете "Калькабрино", поставленном для итальянской виртуозки Карлотты Брианца, и судя по отзыву критика, в исполняемой партии не было ничего изменено (а Брианцу, как и многих других представительниц итальянской школы, отличала сложность исполняемых па, которые на то момент не были подвластны русским балеринам). Рецензент писал:
Все па балерины (Брианцы - прим. автора) остались без перемены, что делало задачу юной балерины весьма серьезной. ... г-жа Кшесинская танцевала смело, красиво, законченно. Вечные камни преткновения - двойные туры на пуанте - выходят у г-жи Кшесинской отлично.
В дальнейшем ей еще не раз доводилось танцевать виртуозный репертуар итальянских мастериц. Так, осенью 1897 года заболела Пьерина Леньяни, и тогда весь ее репертуар лег на плечи Кшесинской. А после того, как Леньяни окончательно покинула Мариинский театр в 1901 году, Кшесинской достались некоторые ее балеты.
Вообще-то, до наших дней дошли несколько вариаций, которыми была знаменита Кшесинская, и по которым можно более менее судить о том, каков был ее танец. Вот, например, вариация из балета "Конек-Горбунок", которая со временем перешла в "Сцену сна" из балета "Дон Кихот", где ее сейчас танцует Дульсинея:
Виктория Терешкина
Или вариация из балета "Камарго", которая дошла до наших дней исключительно благодаря тому, что Кшесинская вспомнила ее хореографию уже в глубокой старости, будучи в эмиграции, и передала ее одной из ленинградских танцовщиц, навестивших ее. Эта вариация сейчас иногда включается в 3-й акт балета "Пахита" (т.к. в целом балет "Камарго" исчез):
Мария Ширинкина
Понятно, что хореография этих танцев претерпела определенные изменения, больше или меньше. Однако многие трудные движения, как те же пируэты, были зафиксированы критикой во времена выступлений самой примы.
3. Собственно, отзывы и составляют третий пункт нашей статьи. Критики, конечно же, не дремали, и их перо дотошно фиксировало выступления балерин императорских времен.
Так писали о ее партии в том же балете "Калькабрино":
Г-жа Кшесинская талантлива, молода и хороша собою и вполне законченно владеет всем запасом хореографических средств итальянских танцовщиц: силою корпуса, твердостью и отчетливостью пуантов, чисто делает глиссады, свободно делает 2 или даже 3 тура на носке.
А вот критика об ее Авроре из "Спящей красавицы":
Танцы ее приобрели более апломба, они стали смелее, бравурнее, блестящее с технической стороны; в особенности стали уверенне пируэты и заканчивающие аттитюды.
Но, разумеется, не только о технике писали газеты. Кшесинская во многих своих ролях достигла и артистического блеска. Среди них, конечно же, самый главный ее балет "Эсмеральда". Критика ее сравнивала, ни много ни мало, с Вирджинией Цукки, итальянской примой, блиставшей на петербургской сцене во второй половине 1880-х годов, в т.ч. и в партии Эсмеральды. Вот отзывы трех разных человек:
Со времен Цукки одна лишь Кшесинская исполняет трудную роль девочки-цыганки.
Она выказывает в ней (в партии Эсмеральды) сильный разнообразный и тонкий мимический талант. Мимическая экспрессия артистки местами действительно красноречива.
Люблю я Кшесинскую в "Эсмеральде", когда она беззаботной цыганочкой с бубном в руках танцует среди бродяг и нищих; ... когда лицо ее выражает сострадание к участи пойманного разбойниками поэта Гренгуара. А мечтания о прекрасном Фебе? А вынужденный танец на дворе замка Флер-де-Лис, как он прекрасен!...
Эталонным признавалось ее исполнение партии Аспиччии в балете "Дочь фараона":
Красота поз оскорбленной женщины, выражение в лице чувства негодования было передано госпожой кшесинской мастерски. Здесь артистка - безусловно художница.
Мимическая сторона роли у г-жи Кшесинской полна жизненной правды и смотрится с захватывающим интересом.
Конечно, были и критические отзывы, однако это не имеет никакого значения. Во-первых, критиковали всех, в т.ч. и Павлову, и Карсавину, и т.д. Во-вторых, от тех партий (например, Одетты-Одиллии или Жизели), которые Кшесинской не удались, она сознательно отказывалась (или танцевала редко и вне стен Мариинского театра, н-р, на гастролях за рубежом). Однако в целом тон критики оставался положительным.
4. Кшесинская первой среди русских балерин сделала такой виртуозный трюк, как 32 фуэте. Даже итальянские примы не все могли его делать. Прославила этот элемент балета Пьерина Леньяни, и Кшесинская соперничавшая с ней, поставила себе задачу во что бы то ни стало его повторить. И ей это удалось (не без помощи Энрико Чеккетти). 32 фуэте были ее гордостью, и, освоив их, она стремилась козырнуть ими при любом удобном случае. Зачастую это было не совсем оправдано, за что ей доставалось от пишушей братии. Например, были раскритикованы 32 фуэте в балете "Тщетная предосторожность" (именно Кшесинская впервые ввела их туда). И тем не менее, это достижение никто не сможет у нее отобрать. Даже если и выяснится, что кто-то из наших балерин выполнил 32 фуэте раньше, это мало что меняет.
5. Наконец, Кшесинская до конца оставалась верной именно классическому танцу, не сваливаясь в современную хореографию, чем грешили и Анна Павлова, и особенно, Тамара Карсавина. За свою приверженность канонам классики она получала похвалу от такого строгого критика, как Аким Волынский, а историк балета В. Красовская назвала ее "последней актрисой балетного классицизма".
Суть в том, что в начале 20 века ветер стал меняться: на авансцену выдвинулись вдохновленные свободным танцем Айседоры Дункан хореографы-реформаторы, среди которых наибольшим радикализмом отличался Михаил Фокин. Однако Кшесинская твердо придерживалась строгой классической хореографии. У нее, конечно, бывали заигрывания с Фокиным, но носили они кратковременный и, скорее, политический характер. Опыты эти были неудачны и привели к еще большему осознанию своей сущности, как классической танцовщицы.
Конечно, Кшесинская не была идеальной балериной. Ей было далеко до красоты Карсавиной, или утонченности, соединенной с гениальным порывом, Павловой. Среди ее главных козырей скорее можно выделить энергию, силу воли, трудолюбие, практичность, пикантность и шик. И тем не менее: ни многочисленные скандалы, ни несметные богатства и связь с членами императорской семьи не могут перечеркнуть ее собственно балеринских качеств. Просто, иногда должно быть желание заинтересоваться чуть большим, чем скандалы и сплетни.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.