Ученые исследуют доисторические вирусы, которые могут подсказать новые решения старых проблем
Больше полувека назад в Якутии появилось очередное чудо света – Батагайский кратер, огромная термокарстовая котловина техногенного происхождения. В 1960-х годах рабочие валили здесь, неподалеку от реки Батагайка в Верхоянском районе, лес. Оставшись без скрепляющих почву корней, земля не выдержала и обвалилась, открыв окно в прошлое – провал дает доступ к отложениям, скрытым от воздействия внешней среды тысячи и сотни тысяч лет назад.
Территория кратера, который местные по-свойски зовут Батагайкой, только растет. А с ней растут и аппетиты ученых, получивших изумительный и совершенно уникальный материал для исследований. Это только кажется, что 100 метров (именно такая максимальная глубина кратера) – не так-то и много. На самом деле, здесь можно получить сведения о жизни, существовавшей на территории современной Якутии в течение непостижимо длительного периода. На этом фоне привычные уже для региона #мамонты, вытаивающие из вечной мерзлоты, – так, мелочь, едва заслуживающая внимания.
Одно из серьезных направлений для исследования, особенно актуальное в свете той же пандемии, – работа с древними вирусами и бактериями.
«По сути, это такая машина времени: вечная мерзлота работает как лифт в прошлое. И вот, считают ученые, если извлечь эти древние вирусы-бактериофаги (то есть вирусы, паразитирующие на бактериях и уничтожающие их), можно создать новые лекарства на замену перестающим работать антибиотикам. Природа уже все придумала – нужно просто подсмотреть и использовать», – комментирует ситуацию депутат Госдумы от республики Федот Тумусов.
Идея позаимствовать хорошие идеи в окружающем мире не нова: есть даже наука #биомиметика, которая занимается переносом «природных» идей в мир технологий, созданных человеком. «Светящиеся» в темноте кошачьи глаза дали начало всем светоотражающим дорожным элементам, #киты и #дельфины подсказали концепт гидролокаторов, виброустойчивый череп дятла навел специалистов на мысль, как сделать предельно безопасными «черные ящики» в самолетах. Примеров, на самом деле, не счесть, так почему бы не добавить еще один?
А что касается именно бактериофагов, этой темой вплотную занимался в свое время Николай Гамалея, тот самый биолог-эпидемиолог, давший название институту, который создал антиковидный «Спутник». Тема все еще перспективная. В последние годы #медики все активнее бьют тревогу по поводу антибиотикорезистентности, набирающей силу, в первую очередь, в развитых странах. Лекарства, проверенные временем (а то и новые), просто перестают помогать! Может быть, именно на дне Батагайского кратера и кроется средство, которое спасет тысяч человеческих жизней.