Найти в Дзене
«Нооскоп»

Выставка «За тучами фьюче»: художники и коллекционеры в эпоху пандемии

Пандемия коронавируса, её последствия и введённые ограничения так или иначе затронули каждого и повлияли на все сферы общественной жизни. В том числе — на современное искусство. Временно прекратились живые встречи и привычные для творческой среды Петербурга мероприятия, закрылись галереи, не проводились аукционы и выставки. Весной художники и коллекционеры оказались в совершенно новых условиях: для одних реалии пандемии стали тяжёлым испытанием, для других — толчком к изменениям. Однако общую атмосферу неопределённости почувствовали все. Неслучайно символом открывшейся в октябре выставки в ДК Громов стала картина художника Дамира Муратова «За тучами фьюче», изображающая будущее, окутанное плотными облаками.

Дамир Муратов «За тучами фьюче» 2020
Дамир Муратов «За тучами фьюче» 2020
Главным предметом интереса является деформация взгляда профессионального собирателя ценностей в условиях карантина с его всеобщей закрытостью, обилием запретов и ограничений, а также новыми возможностями и неясными перспективами. Выставка является своеобразным исследованием, цель которого — услышать голоса коллекционеров, их частные ответы на риторические вопросы времени.

Рекордная по своей продолжительности выставка собрала работы современных художников, приобретённые коллекционерами в период пандемии и введённых ограничений. Какие-то работы были написаны годы и даже десятилетия назад, другие созданы художниками уже в разгар пандемии и отражают реалии этого непростого для всех времени. Так картина Ивана Волкова «Встреча» изображает одиноко идущего на сером фоне курьера и улитку, раковина которой так напоминает логотип компании на сумке у курьера. А в графических работах художницы Анастасии Вермеер показана городская среда и люди, отделённые друг от друга заградительной лентой.

Иван Волков «Встреча»
Иван Волков «Встреча»

Впрочем, и некоторые работы, созданные задолго до начала пандемии, внезапно приобрели новый злободневный смысл. Как, например, картина «Проекция» Дениса Патракеева, написанная в 2011 году и изображающая абсолютно пустой зал кинотеатра. Или крайне актуальная в наше время скульптура Семёна Мотолянеца «Мыльная пирамидка» 2018 года… Хотя, конечно, большая часть работ посвящена вечным темам: одиночеству, любви, свободе, поиску себя и своего творческого пути.

Фото: ДК Громов
Фото: ДК Громов

На прошедшем в четверг торжественном закрытии выставки «За тучами фьюче» мы поговорили с художниками и коллекционерами о современном искусстве и тех изменениях, которые принесла пандемия.

«У меня была закрыта мастерская. И я оказалась «заперта» дома: под рукой была только акварель и обычная бумага для принтера. Все художественные магазины закрыты. Начать работать с акварелью для меня было непростым шагом - я её всегда боялась. Но у меня не было выбора: тут либо делать, либо не делать. А я не могу не писать, я всё время в творческом процессе. Если же говорить о других художниках, то [за время пандемии и ограничительных мер ] появилось много новых имён, о которых ранее мы не знали. Художники из регионов, художники из Москвы. Ведь питерская тусовка отчасти закрытая: мы все друг друга знаем, ходим на выставки друг к другу… Приятно видеть новые лица, новые имена среди художников и коллекционеров», — поделилась своим мнением художница Надежда Албул , чья работа также была представлена на выставке.

Надежда Албул, работа из серии «Бродилки по больничке»
Надежда Албул, работа из серии «Бродилки по больничке»

Пандемия и самоизоляция сподвигли Надежду реализовать задуманную несколько лет назад серию работ: «У меня была тема, которую я очень долго откладывала. Свою серию работ, созданную за период пандемии, я назвала «Бродилка по больничке». Возможно, я откладывала её из-за тяжёлых личных переживаний. Но эти впечатления накопились, а в период ковида тема стала очень актуальна. Я поняла, что настало время делать. Потому что я не знала, будет ли время потом. За период ковида я создала уже больше двухсот работ. А ещё я познакомилась в tinder с врачом скорой помощи, и он присылал мне фотографии. С некоторых фотографий я рисовала. Это был и сегодняшний день, и пандемия, и мои впечатления о больницах в целом…»

Надежда Албул, работа из серии «Бродилки по больничке»
Надежда Албул, работа из серии «Бродилки по больничке»

Пандемия и ограничительные меры также изменили подход к приобретению произведений искусства. Если раньше работы известных авторов чаще продавались в галереях и на аукционах, то самоизоляция заставила практически всех временно перейти в онлайн. И, хоть фото и видео порой могут искажать восприятие работы, бурное развитие интернет-аукционов и тематических сообществ привлекло к коллекционированию много новых людей, а также помогло начинающим художникам (особенно из регионов) продвинуть своё творчество. Своим мнением о произошедших изменениях с нами поделился основатель ДК «Громов», предприниматель и коллекционер Игорь Суханов :

Игорь Суханов, фото: ДК Громов
Игорь Суханов, фото: ДК Громов

«Период пандемии, безусловно, стал временем для развития понимания искусства и всего остального в этом мире, поскольку многие вещи изучались и переосмыслялись, воспринимались заново. В коллекционировании изменилось многое, и не только у меня. С одной стороны, я продолжил собирать коллекцию традиционными способами, но также к ним добавились совершенно новые — радикальные способы, связанные с уходом коллекционирования в онлайн. Во многом благодаря сообществу «Шар и крест» в Facebook'e и подобным группам география сильно расширилась. Люди узнали тех художников, о которых могли бы не узнать никогда. И даже уже известные и дорогие художники стали доступнее и ближе к народу, популяризировав идею коллекционирования».

Работа уличного художника Zoom, фото: ДК Громов
Работа уличного художника Zoom, фото: ДК Громов

В разговоре об ограничительных мерах Игорь Суханов отметил и роль ограничений, не связанных с пандемией: «В нашей стране наложились две тенденции: самоизоляция и самоцензура. Из искусства постепенно вытравливается злободневность, острота и так называемая «политика». Происходит самоцензура и цензура экспозиционных площадок. Многие музеи уже не готовы принимать и экспонировать работы на злободневные и, тем более, политические темы. С другой стороны, пандемия и самоизоляция добавила сюжетов на тему страха и неопределённости».

Игорь Шапошников «Полнолуние июнь 2020», фото: ДК Громов
Игорь Шапошников «Полнолуние июнь 2020», фото: ДК Громов

Основательница галереи современного искусства «Anna Nova» Анна Баринова видит в недавних событиях как положительные, так и отрицательные стороны для художников и всего творческого сообщества: «Думаю, здесь нет такого однозначного ответа. Для кого-то это стало возможностью: художники увидели в этом переходе в онлайн некий потенциал и возможность реализации. Кто-то стал больше продавать, кто-то открыл для себя новые направления творчества. Но для других пандемия и самоизоляция стали стрессом и трудным испытанием. Нельзя ответить однозначно, однако, безусловно, пандемия повлияла на всех в той или иной мере».

Анна Баринова
Анна Баринова

Комментируя активное развитие онлайн-площадок и тематических сообществ, Анна Баринова отметила, что пандемия и ограничительные меры здесь скорее ускорили уже существовавшие тенденции: «Постепенно мы стали больше уходить в онлайн, в диджитализацию, больше использовать инструменты, которые помогают нам продвигать искусство в онлайн. Ещё до начала пандемии мы достаточно активно контактировали в сети. Уже 16 лет мы проводим всероссийский конкурс «Ново-арт» и стараемся привлечь к нему художников со всех концов нашей необъятной страны».

Digital-ходожница Екатерина тоже рассказала о некоторых плюсах развития онлайн-сообществ: «Происходил рост интернет-продаж и онлайн аукционов. Многим моим знакомым — молодым начинающим художникам удалось продать через интернет свои первые работы. Также многие говорят, что в этот период они начали коллекционировать. Я пока ничего не купила, но тоже почувствовала в себе внутреннее желание что-то приобрести. Возможно, это общая тенденция: захотелось привнести в свою жизнь что-то новое».

Фото: ДК Громов
Фото: ДК Громов

Арт-менеджер Роман Алсуфьев видит в пандемии больше негативных последствий для отечественного арт-рынка, отмечая, что за последнее время стало значительно меньше работ, достойных называться шедеврами: «Я заметил, что стало меньше шедевров… Конечно, появляются новые средства связи и коммуникации, но в самом искусстве какой-то упадок наблюдается. Отчасти это связано с общим настроением. Ведь кто-то активно творит в такие кризисные моменты, а у кого-то наоборот - руки опускаются. Сейчас художников много, но действительно хороших - мало. Однако интерес к искусству в обществе постепенно возрастает».

Фото: ДК Громов
Фото: ДК Громов

Влияние пандемии и связанных с ней событий на современное искусство и арт-рынок невозможно оценить однозначно, да и подводить итоги пока преждевременно. Безусловно, ограничения и самоизоляция стали своего рода катализатором многих процессов, включая развитие интернет-площадок и тематических сообществ. Коллекционирование современного искусства стало доступнее. А за период наиболее жёстких ограничений многие художники открыли для себя новые направления в творчестве или отразили в своих работах образы борьбы с пандемией, самоизоляции и туманного будущего.

Вместе с тем, именно вынужденная самоизоляция показала всем ценность живого общения, взаимной поддержки и простых человеческих отношений.

О предстоящих мероприятиях в ДК «Громов» вы можете узнать в официальном сообществе арт-пространства.