25 февраля в Самарском областном художественном музее прошло открытие выставки «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» — первой части проекта «Новые реализмы», посвящённой 100-летнему юбилею авангарда в Самаре.
Проект включает две выставки — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» и «Художники у станка. Искусство после революции». Первая выставка проходит на базе Самарского областного художественного музея, вторая — в музее «Виктория». Выставки основываются на коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея.
На открытии присутствовали губернатор Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова и директор Третьяковки в Самаре Михаил Савченко.
Авангард — тема сложная и неоднозначная в мире искусства, ведь это был эксперимент. Художники искали новые формы, они создавали свой неповторимый стиль — новый художественный язык. Именно авангард в определённый момент стал одним из инструментов для создания новой коммунистической религии, который перешёл к соцреализму.
Цель выставки «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» — восстановить и впервые показать первую самарскую коллекцию русского авангарда в том виде, в котором она была собрана, и открыть для широкого зрителя имена художников, чьё творчество пришлось на переходный период между русским авангардом и соцреализмом.
Выставка разделена на две части. Первая часть экспозиции, «Музей-мечта», воспроизводит неосуществленный проект первого в Самаре музея современного искусства по типу Музея живописной культуры (МЖК), работавшего с 1919 по 1929 годы в Москве и ставшего первым в мире музеем современного искусства под руководством художников — Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко и других.
Работы, находящиеся в первой части, были отправлены Музейным бюро Отдела ИЗО Наркомпроса в Самару для организации местной выставки в 1919 году и в 1929 году после закрытия Московского музея живописной культуры.
Вторая часть экспозиции, «Новая фигуративность», посвящена творчеству художников, работавших в Самаре в 1919-1921 годах, которые впоследствии образовали группу «НОЖ» в Москве. Именно в Самаре были заложены основные художественные принципы этой группы — возвращению в искусство человека с его живыми эмоциями. Но человек выступает в качестве коллективного субъекта, призванных воздействовать на широкие народные массы.
Архитектура экспозиции повторяет две основные фигуры, присущие авангарду – круг и квадрат. Первая часть «Музей-мечта» построена в форме круга, невольно подчёркивая «идеальность» проекта, который был задуман художниками 100 лет назад. Второй зал «Новая фигуративность» – это квадрат. То, что уже свершилось. Три стороны квадрата хронологически воспроизводит самый драматичный сюжет эпохи — превращение идеалов авангарда 1910-х в соцреалистическую доктрину 1930-1950-х годов.
Выставка занимает главное пространство Самарского художественного музея — мраморный зал. Всего представлено шестьдесят произведений из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Самарского художественного музея и частных собраний.
Увидеть экспозиции можно вплоть до 21 мая.