Найти тему
Кот-ученый

Проекты и реалии товарища Сталина. Часть 1. Проекты

Юрий Каторин

Так бы выглядел линкор «Советский Союз», если бы его достроили
Так бы выглядел линкор «Советский Союз», если бы его достроили

С середины 1930-х годов в СССР предприняли попытку создать современный, сбалансированный океанский флот. В соответствии с десятилетней программой кораблестроения, часто называемой «Программой строительства большого флота», к концу 1946 года планировалось построить 15 линкоров и 15 тяжелых крейсеров, а также десятки кораблей других классов. Программа была поддержана на самом высоком уровне – «локомотивом» этого проекта выступал лично И.В. Сталин.

Линкор «Советский Союз» (проект)
Линкор «Советский Союз» (проект)

К концу 1936 года были разработаны эскизные проекты новых линкоров и начато их техническое проектирование. 23 января 1937 года вышло постановление Совета Труда и Обороны (СТО) СССР «О развертывании строительства линкоров», в котором подтверждались намеченные ранее сроки закладки и сдачи кораблей, а также указывалось, что «…строительство линейного флота в кратчайшие сроки и усиленными темпами является для наркоматов тяжелой и оборонной промышленности центральной оборонной задачей на ближайшие годы». Главным конструктором линкора пр. 23 был Борис Григорьевич Чиликин (1905–1967).

Конструктор линкоров типа  «Советский Союз» Б.Г. Чиликин
Конструктор линкоров типа «Советский Союз» Б.Г. Чиликин

В архитектурном типе корпуса корабля довольно ясно виден «итальянский след». По аналогии с новейшими итальянскими линкорами типа «Литторио» корабль проекта 23 имел длинный полубак (207 м или 80% длины корабля), слегка разваленные борта и були в средней части корпуса. Кроме палубы полубака корабль имел три непрерывных по всей длине палубы (верхняя, средняя и нижняя), а также две платформы. Носовая и кормовая надстройки предусматривались четырехъярусными. Башенноподобная фок-мачта должна была иметь шесть ярусов. Корпус корабля подразделялся главными поперечными и продольными переборками на 33 основных водонепроницаемых отсека. В пределах цитадели была применена продольная система набора корпуса, а вне ее (в оконечностях) – поперечная. По штату 1939 года экипаж корабля должен был состоять из 1784 человек. В целом условия размещения экипажа были несравненно комфортнее, нежели на старых линкорах типа «Марат» , и несоизмеримо лучше, чем на японских линкорах типа «Ямато» , где допускались многоместные офицерские каюты, а большая часть рядовых имела лишь подвесные койки. Хотя к американским «айовам» даже приблизиться не удалось.

Схема общего расположения линкора пр. 23
Схема общего расположения линкора пр. 23

Артиллерийское вооружение линкоров должно было составлять девять 406-мм орудий ГК в трех башнях, двенадцать 152-мм орудий в шести двухорудийных башнях, а также двенадцать 100-мм зенитных орудий в шести спаренных башнях и тридцать два 37-мм зенитных автомата в счетверенных башенноподобных установках-гнездах. Для линкоров специально разрабатывалась 406-мм морская пушка Б-37 . Выбор 406-мм калибра для артиллерии ГК был обусловлен наличием орудий такого же калибра на наиболее мощных линкорах зарубежных флотов. Полная длина ствола пушки Б-37 составляла 50 калибров или 20,7 м. Скорострельность пушки Б-37 зависела от углов возвышения при стрельбе: при углах возвышения до 14° составляла 2,5 выстрела в минуту. Боекомплект каждого орудия состоял из 100 выстрелов. Для управления огнем орудий ГК на линейных кораблях типа «Советский Союз» устанавливались три командно-дальномерных поста (КДП) , каждый из которых имел два 8-метровых стереодальномера ДМ-8-1 и стабилизированный визир центральной наводки.

406-мм орудие линкора «Советский Союз»
406-мм орудие линкора «Советский Союз»

Башенная установка вместе с артиллерийскими погребами проектировалась на Ленинградском Металлическом заводе . Общий вес башенной установки МК-1 – 2364 т. Максимальный угол вертикального наведения составлял 45°, минимальный − -2°. Заряжание орудий производилось при постоянном угле заряжания 6°. Каждое орудие башни имело индивидуальную люльку. В связи с прекращением строительства линейных кораблей типа «Советский Союз» в июле 1941 года работы над созданием орудия Б-37 и башни МК-1 были остановлены, но одна из опытных пушек Б-37 в 1941–1944 годах принимала участие в обороне Ленинграда и в составе батареи № 1 Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона поддерживала войска Ленинградского и Волховского фронтов. Всего в период блокады Ленинграда из 406-мм установки был произведен 81 выстрел.

Противоминная и зенитная артиллерия линкора «Советский Союз» (модель)
Противоминная и зенитная артиллерия линкора «Советский Союз» (модель)

Противоминная артиллерия линкора состояла из двенадцати 152-мм орудий Б-38 , размещенных попарно в шести (по три на борт) башнях МК-4. Орудие имело длину 57 калибров, при которой 23-кг заряд придавал снаряду массой 55 кг начальную скорость 950 м/с, обеспечивая дальность стрельбы до 155 каб. По баллистическим характеристикам Б-38 оказалось в своем калибре лучшим в мире. Производство башен было поручено Старокраматорскому машиностроительному заводу, однако ни одну из башен МК-4 изготовить не удалось.

Зенитный калибр дальней зоны должен был состоять из шести спаренных артустановок (со 100-мм орудиями Б-54), объединенных попарно в три батареи: две бортовые с двумя башнями МК-14 в каждой и кормовую – с двумя палубно-башенными артустановками Б-54. Зенитный калибр ближнего действия линкора включал восемь 37-мм счетверенных автоматов 46-К в специальных бронированных (25-мм) гнездах. Разработка автомата была осуществлена КБ Ленинградского завода № 8.

На корабле предусматривалось базирование четырех гидросамолетов-разведчиков-корректировщиков в ангаре, установка двух катапульт, а также устройства для быстрого подъема самолетов с воды. Ангар располагался в кормовой части полубака и состоял из двух разделенных тамбуром секций (по два самолета КОР-1 в каждой).

Схема бронирования линкора «Советский Союз» (пр. 23)
Схема бронирования линкора «Советский Союз» (пр. 23)

Бронирование линкора разбивалось на три основные группы. Броня цитадели, обеспечивающая живучесть артиллерии и энергетической установки, броня оконечностей, обеспечивающая непотопляемость, и местное бронирование. Протяженность цитадели, ограниченной вертикальными броневыми траверзами (носовой – 230 мм, кормовой: 365 мм между верхней и средней палубами, а ниже – 75 мм), составляла 148,4 м или 57 % длины корабля по KBЛ. Главный броневой пояс толщиной 375—420 мм, имел высоту 6,27 м, угол наклона 5°. Горизонтальное бронирование цитадели включало 25-мм палубу полубака, 155-мм броню верхней палубы, а также 50-мм среднюю палубу. Таким образом, суммарно 230-мм (25+155+50), что обеспечивало непроникновение через него 406-мм снаряда на дистанциях до 170 каб. и, кроме того, должно было защищать от 500-кг фугасных авиабомб.

В нос от цитадели защита запаса плавучести обеспечивалась 220-мм бортовой и 100-мм палубной броней а также наклонным (60° к вертикали) вторым носовым траверзом (285–250 мм). В корму от цитадели шел отсек боевой плавучести, который ниже средней 155-мм палубы имел 380-мм бортовую броню и 365-мм траверз. Он защищал находящиеся в его пределах приводы рулей.

Монтаж барбетов башен ГК линкора «Советский Союз»
Монтаж барбетов башен ГК линкора «Советский Союз»

Особенностью местного бронирования корабля явилась четырехугольная (с разваленными наружу стенками) форма боевой рубки (стенки – 425 мм, крыша – 250–125 мм, пол – 70 мм, труба защиты проводов – 400 мм), Броня лобовой стенки башни ГК достигала 495 мм, боковых стенок – 230 мм, задней стенки – 410 мм, крыши – 230 мм, барбета – 425 мм, шельфа – 180 мм. Кроме этого, боевое отделение башни разделялось поорудийно броневыми траверсами толщиной 60 мм. 65–100-мм броня башен 152-мм и 100-мм орудий и их барбетов принималась из условий защиты этой артиллерии от 152-мм фугасных снарядов и от осколков. Броня 37-мм автоматов (25 мм), а также КДП, СПН и других постов на мачтах и надстройках (не менее 20 мм) была чисто противоосколочной.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля включала три главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) мощностью по 67 000 л.с. (максимальная 77 000 л.с.) и шесть водотрубных котлов. ГЭУ размещалась эшелонно в трех турбинных (ТО) и трех котельных (КО) отделениях, при этом 1-е и 2-е ТО находились в одном отсеке, разделенном двумя продольными переборками и расположенном в нос от 1-го КО, что предопределило весьма значительную длину бортовых гребных валов (106 м, а у среднего вала – 79 м). Все шесть главных котлов и три ТЗА соединялись между собой паровой магистралью «в кольцо», а имеющиеся в каждом КО и ТО перемычки позволяли включать котлы и турбины в различных комбинациях. Паровые магистрали оборудовались дистанционно управляемыми клапанами, которые впервые работали автоматически. По суммарной мощности (номинальная – 201 000 л.с, наибольшая – 231 000 л.с.) трехвальная ГЭУ линкора проекта 23 уступала только ГЭУ быстроходных четырехвальных линкоров ВМС США типа «Айова». По величине скорости полного хода корабль проекта 23 должен был находиться практически на одном уровне с большинством иностранных линкоров тех же сроков закладки (30–31 узел). Однако, при сравнении этих цифр следует иметь в виду, что если у иностранных кораблей они были получены фактически, то на нашем корабле – лишь теоретически.

Разработка и изготовление ТЗА были поручены ХТГЗ, но возникшие трудности вынудили прибегнуть к иностранной помощи. Первоначальный проект ГЭУ был выполнен английской фирмой «Кэммел Лэйрд», которая, однако, не получила заказа, так как запрошенная ею цена (700 000 £ ) была признана советской стороной «немыслимой». И заказ передали фирме «Броун Бовери» (или ВВС) в г. Баден (Швейцария), которая предлагала поставить комплект ТЗА за почти вдвое меньшую цену (400 000 £ ). Заказанные в Швейцарии ТЗА начали прибывать в Архангельск с осени 1940 года и к началу войны было получено три комплекта агрегатов (из них один макетный). Четвертый ТЗА остался в Швейцарии невыкупленным.

Полное водоизмещение корабля 65 000 т., стандартное – около 59 000 т, основные размерения 271 х 36,4 х 10 м. Вооружение: 9 – 406-мм, 12 – 152-мм орудий, 12 – 100-мм и 16 – 37-мм зениток. Бронирование: пояс – 375 —420 мм , траверзы – 230 —365 мм , барбет – 425 мм , башни ГК – 495 мм , палубы – 100 —230 мм. Скорость 29 узлов (проектная), экипаж 1784 человека.

Линкор «Советский Союз» в доке Балтийского завода
Линкор «Советский Союз» в доке Балтийского завода

Головной линейный корабль «Советский Союз» , заводской номер С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 15.07.1938. В 1938–1939 годах заложили еще три линкора: «Советская Украина» (С-352) 31.10.1938 в Николаеве, «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия» (С-102) в Молотовске (Северодвинск) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно. Но в октябре 1940-го был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». К 22 июня 1941 года головной корабль находился в готовности около 21%. Готовность «Советской Украины» достигала 18%, а «Советской России» 5,3%.

Линкор  «Советская Украина» в постройке
Линкор «Советская Украина» в постройке

В связи с положением на фронтах, строительство линкоров было прекращено. 10 сентября 1941 года их официально исключили из состава ВМФ и расформировали уже созданные экипажи. Во время войны корпуса линкоров частично разобрали. Броня «Советского Союза» пошла на строительство оборонительных сооружений под Ленинградом. Одно 406-мм орудие, изготовленное для «Советского Союза» , принимало участие в обороне Ленинграда, ведя огонь по немецким войскам. «Советская Украина» , которая досталась немцам, так же была ими частично разобрана (сняли 4000 т стали), а в 1944 году при оставлении немецкими войсками Николаева, стапель, на котором находился корпус линкора, был взорван. В 1949 году так и не вошедшие в строй линкоры были разобраны. При этом «Советский Союз» все же был спущен на воду, дабы освободить занятый стапель.

Линкоры типа «Советский Союз» могли бы достойно представлять страну
Линкоры типа «Советский Союз» могли бы достойно представлять страну

Проект 23 возник в период невероятных успехов СССР в индустриализации и других направлениях. На фоне общего подъема и уверенности в темпах непрерывного роста возможностей и возник этот амбициозный грандиозный проект. Ведь стоимость каждого корабля оценивалась в 1180 миллионов рублей. Общая стоимость четырех линкоров достигала почти трети годового бюджета страны 1940 года, но вера в свои силы была так велика, что на объективные трудности практически не обращали внимания. В результате СССР спроектировал вполне современные линкоры и это при том, что опыта строительства таких кораблей у советских специалистов не было. «Советский Союз» не только превосходил все линкоры довоенной постройки, но весьма неплохо смотрелся и среди аналогичных зарубежных разработок, хотя, безусловно, уступал японским типа «Ямато ». Гордость американских ВМС – линкоры типа «Айова» хоть и превосходили «Советский Союз» в скорости хода и дальности плавания, тем не менее, уступали в защищенности. К сильным сторонам «Советского Союза» все специалисты относили исключительно удачное 406-мм орудие Б-37 (масса снаряда 1105 кг, заряда 320 кг, начальная скорость 830 м/с, дальность стрельбы 46,6 км) и хорошо продуманную броневую и противоторпедную защиту.

Вряд ли – будь эти линкоры достроены – они стали бы лучшими в мире, все-таки для этого нужна непрерывная школа кораблестроения минимум на полвека, но, преодолев неизбежные «детские болени», достойно представлять страну они бы могли, как это делали в 1950-е многочисленные крейсеры типа «Свердлов». Вне всякого сомнения, учитывая жесткий личный контроль товарища Сталина, эти корабли удалось бы ввести в строй в запланированные сроки (1945–1946 гг.), но после 22 июня 1941 года их судьба была предрешена.

Окончание следует.