Найти тему

Скафандр «Беркут» А.А. Леонова для выхода в открытый космос

Как и все отечественные скафандры, скафандр для первого выхода в открытый космос был разработан на предприятии «Звезда» (ныне АО «НПП «Звезда»).

При разработке скафандра было принято решение использовать классическую конструкцию «мягкого типа», а новый скафандр получил условное обозначение «Беркут». На скафандр «Беркут» возлагалось сразу две функции: первая – спасательная на случай разгерметизации КК или отказа СОЖ и вторая- непосредственный выход в открытый космос, благодаря чему СК «Беркут» получился универсальным. В дальнейшем эти функции в истории отечественной космонавтике никогда не сочетались, окончательно разделив скафандры по своему предназначению на «спасательные» и «для внекорабельной деятельности».

Конструктивно, скафандр имел внешнюю – силовую оболочку и внутреннюю – герметичную основную и герметичную резервную, а также капроновую прокладку с системой внутренней вентиляции.

Общий вид СК Беркут с защитной оболочкой и без нее. Фото взято из книги "Космические скафандры России).
Общий вид СК Беркут с защитной оболочкой и без нее. Фото взято из книги "Космические скафандры России).

В отличии от всех предыдущих скафандров, СК «Беркут» впервые в истории отечественного скафандростроения имел режим рабочего избыточного давления 400гПа, в то время, как режим 270гПа являлся резервным и переход на него допускался в аварийной ситуации и на непродолжительное время, чем собственно и воспользовался А.А. Леонов во время выхода в открытый космос (в данной статье не будет затрагиваться тема «раздутого» скафандра А.А. Ленонова, т.к. ей посвящена отдельная публикация, которую вы можете прочитать в качестве логического дополнения перейдя по ссылке).

При разработке СК «Беркут» были применены конструктивные решения (оболочка корпуса с силовой системой, рукава и перчатки), успешно отработанные на СК-1 для Ю.А. Гагарина и других космонавтов, летавших на КК «Восток» (см. статью о скафандре СК-1) и экспериментального С-10 (оболочка ног и система внутренней вентиляции), который изначально разрабатывался для КК «Восток» (см. статью о скафандре С-10), но в феврале 1960 году работы по этому скафандру были прекращены т.к. ОКБ-1 на тот момент отказалось от применения спасательного скафандра во время космического полета (см. статью об отказе от применения скафандра в космическом полете).

Обратите внимание на шкалу манометра: максимальный показатель составляет 0,4кгс/см2!.
Обратите внимание на шкалу манометра: максимальный показатель составляет 0,4кгс/см2!.

В книге «Космические скафандры России» говорится о том, что гермошлем скафандра был сделан на основе ГШ-8, автор блога подозревает, что в текст закралась опечатка и речь идет о ГШ-9, который применялся на авиационном скафандре «Сокол» (см. статью об авиационном скафандре «Сокол»).

Гермошлем СК "Беркут" и верхняя часть скафандра.
Гермошлем СК "Беркут" и верхняя часть скафандра.

Гермошлем ГШ-9 авиационного скафандра "Сокол" - явно прослеживается родословная.
Гермошлем ГШ-9 авиационного скафандра "Сокол" - явно прослеживается родословная.

Гермошлем скафандра был поворотным и крепился к шейному гермокольцу оболочки скафандра. У ГШ имелась металлическая каска и открывающийся щиток остекления (иллюминатор). Внутри шлема был встроен светофильтр, опускающийся при помощи специальной ручки.

Страховку космонавта во время выхода в открытый космос обеспечивал специальный фал длиной 7 метров. Фал состоял из стального троса, амортизирующего устройства, шланга аварийной подачи кислорода и электрофала для медицинских, технических датчиков и телефонии.

Скафандр командира корабля «Восход-2» Беляева П.И. имел точно такую же конструкцию, благодаря чему, при необходимости, корабль «Восход-2» мог быть полностью разгерметизирован, а П.И. Беляев имел возможность выйти в шлюзовую камеру и оказать помощь А.А. Леонову, но в отличии от СК Леонова А.А., СК Беляева П.И. не имел автономной СОЖ и его питание осуществлялось от бортовой СОЖ корабля «Восход».

Ранцевая СОЖ СК «Беркут»

Ранцевая СОЖ СК «Беркут» КП-55 была разработана и изготовлена СКБ-КДА (г. Орехово-Зуево). Ранец одевался непосредственно перед выходом в открытый космос и крепился к скафандру при помощи подвесной системы.

-6

В ранце имелось 3 двухлитровых баллона с кислородом под давлением 22МПа. Подачу кислорода космонавт включал вручную при помощи дистанционного управления. Возможности ранцевой СОЖ обеспечивали работоспособность в течении 45 минут, в то время, как пребывание А.А. Леонова в условиях вакуума составило 23 минуты, а в открытом космосе 12 минут.

-7

Ранец имел штатный режим подачи кислорода с расходом 16-20 л/м, режим продувки во время шлюзования с расходом 25-30л/м и аварийный режим с постоянной подачей до 30л/м в случае возникновения утечки.

Кислородные баллоны в СОЖ. фото взята из книги "Космические скафандры России"
Кислородные баллоны в СОЖ. фото взята из книги "Космические скафандры России"

Не маловажным фактором, обеспечившим удачный выход А.А. Леонова в открытый космос являлось то, что «Звезда» разрабатывала скафандр «Беркут» параллельно со шлюзовой камерой «Волга» (более подробно читайте статью о шлюзовой камере «Волга» для КК «Восход-2»), а совместная работа конструкторов позволила обеспечить сочетаемость этих изделий.

В последующем, на основе скафандра «Беркут» был разработан скафандр «Ястреб» - первый скафандр, предназначенный только для внекорабельной деятельности.

Научный сотрудник АО «НПП «Звезда», испытатель авиационного и космического снаряжения С.М. Дворников.

Подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере» и одноименные группы в социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники», чтобы получать рассылку о новых публикациях.